Вслушиваясь в пространство

Ensemble Intercontemporain открыл сезон Московской филармонии

Юбилейный, 100-й, сезон Московской филармонии начался с двух сильных высказываний: 2 сентября – концерт легендарного французского Ensemble Intercontemporain, с 3 по 15 сентября – масштабный фестиваль «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (в программе три оперы в концертном исполнении и духовные произведения Генделя). Оба направления – барокко и авангард – филармония разрабатывала все последнее десятилетие. В марте 2009 прошел первый фестиваль «Другое пространство» (еще без Юровского в качестве худрука), в апреле 2009 Михаил Фихтенгольц представил первый проект исполнения оперы Генделя зарубежными и отечественными музыкантами (на сцене КЗЧ впервые в России прозвучала опера «Орландо»; западными солистами и Московским камерным оркестром Musica Viva дирижировал Кристофер Мулдс).

Парижский Ensemble Intercontemporain, основанный Пьером Булезом в 1976, входит в «большую четверку» выдающихся европейских ансамблей современной музыки, наряду с Ensemble Modern, Klangforum Wien и Ensemble Recherche. В ноябре 2020 на фестивале «Другое пространство» коллектив выступил в сокращенном составе (8 инструменталистов и дирижер Дилан Корлей), в этот раз развернулся во всю мощь: 31 инструменталист, звукооператоры из IRCAM (французского Института исследования и координации акустики и музыки, также созданного Пьером Булезом) и дирижер – руководитель ансамбля (с 2013) композитор Маттиас Пинчер.

Программа концерта пульсировала, переходя от эпохи к эпохе, сжимаясь и разжимаясь формой: соло с электроникой («Art of Metal II» Яна Робена), октет («Octandre» Эдгара Вареза), трио («beyond II [bridge over troubled water]» Маттиаса Пинчера) и колоссальное произведение для оркестра, шести солистов и живой электроники («Répons» Пьера Булеза). Все сочинения, кроме «Octandre», звучали в России впервые.

Начали с «Art of Metal II» (2007) Яна Робена, неистовой вещи для экстремального инструмента – металлического контрабасового кларнета. Робен – представитель сатурационизма (направление в музыке, для которого характерны различные трансформации тембра, исследования его пределов и скрытых зон). Во время учебы в Парижской консерватории Робен выступал с джаз-бэндами и рок-музыкантами, а окончательно как композитор сформировался, по его словам, благодаря встрече с кларнетистом Ensemble Intercontemporain Аленом Бийяром в 2005 году. Вместе с ним и был создан трехчастный цикл «Art of Metal». Металл, понятый как метафора силы и энергии, гибридный тембр (соединение звучности инструмента с человеческим голосом: пением или криком), электроника IRCAM, выворачивающая наизнанку «подсознание» инструмента, особый, выстроенный свет – атмосфера в зале была как на футуристическом рок-концерте.

Вторым номером прозвучал компактный семиминутный «Octandre» (1923) Вареза, разрастающийся от интимного вступления-размышления гобоя (реминисценция фаготовых причуд в начале «Весны священной» Стравинского) до сложной контрапунктической конструкции из семи духовых и контрабаса. Дань уважения раннему авангарду начала ХХ века, отданная музыкантами Ensemble Intercontemporain со всей присущей им тонкостью и мастерством.

Трио «beyond II» (2020) для флейты, альта, арфы Маттиаса Пинчера, написанное в прошлом пандемическом году, оказалось самым «дружелюбным» к слушателю, дав передышку после перенасыщенного фовизма Робена и музыкальной ризомы Вареза. Пинчер-композитор обитает в разреженном звуковом пространстве, для него важна эстетика пустоты – минимум звуков и ощущение воздуха, в котором осторожно, наощупь движутся друг к другу тембры инструментов. Сам автор указывает на связь этой композиции с Сонатой Дебюсси, написанной для того же состава – с тем же утонченным колоритом, интроспективностью и хрупкостью.

Второе отделение целиком заняло сочинение Пьера Булеза «Répons» (1981-1984). По словам Маттиаса Пинчера, оно определяет ДНК ансамбля: «Для нас это примерно то же, чем были для оркестров старинной музыки “Страсти по Матфею”». 45-минутная вещь потрясает одновременно прозрачностью и масштабом: это своего рода электроакустический «звуковой собор», для выстраивания которого потребовалось перекроить и переосмыслить зал филармонии. В центре, на месте партера – специально сконструированный для ансамбля подиум. В разных частях зала, на разной высоте – шестеро солистов (два фортепиано, арфа, цимбалы, вибрафон, ксилофон) и шесть колонок для большей звуковой мощи. Необычная рассадка и живая электроника отправляли звук по неожиданным траекториям – для слушателя это удивительный акустический опыт нахождения «внутри» звуковой ткани, который можно получить только во время живого исполнения.

Сам же концерт, в целом, с его сложной разноформатной программой, с виртуозным и не бездумным исполнением, стал не только музыкальным, но и интеллектуальным опытом – в наш век скоростей, информационного шума и автоматических реакций заставляя замедляться, вслушиваться, вникать и заново выстраивать резонанс с окружающим миром.

Стоит отметить, что филармония в этом сезоне запланировала действительно впечатляющую программу современной музыки. В частности, в апреле 2022 в Москву впервые приедет прославленный британский композитор и дирижер Томас Адес, а в ноябре ГАСО им. Светланова под управлением Владимира Юровского отпразднует 90-летие Софии Губайдулиной большим концертом-ретроспективой.

Фотографии предоставлены пресс-службой Московской филармонии

реклама