И опера, и балет, и оперетта…

Краснодарскому Музыкальному театру — 85!

Игорь Корябин, 29.10.2018 в 15:51

Сегодняшнее официальное название театра-юбиляра звучит так: Музыкальный театр Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова. Свое современное здание на улице Красной, 44 он обрел лишь в 1966 году. Решение о его строительстве на месте поврежденного пожаром старого здания (когда-то бывшего кинотеатра «Колосс», затем одного из мест временного послевоенного приюта Краснодарского театра драмы им. М. Горького, а затем и Краснодарского краевого театра музкомедии) было принято 4 октября 1964 года. С момента открытия в новом здании 6 ноября 1966 года театр стал называться Краснодарским краевым театром оперетты. С 1 января 1997 года он сменил свой статус, став Музыкальным, то есть театром, в котором наряду с опереттой начали ставиться оперы и балеты. В состав Краснодарского творческого объединения «Премьера», которым руководил тогда его основатель Леонард Гатов и в которое на то время уже входил Театр балета Юрия Григоровича, Краснодарский Музыкальный театр, дополнив свое название принадлежностью к этому объединению и став одним из его творческих брендов, вошел после реконструкции в январе 2002 года.

С этого исторического момента оба самостоятельных коллектива, родственных по своей музыкально-академической специфике, дружно существуют под одной крышей. После безвременного ухода из жизни легендарного основателя «Премьеры», в 2007 году, продолжив традиции своего супруга, объединение возглавила Татьяна Гатова, под руководством которой оно весьма динамично развивается и сегодня. Именно она стала инициатором торжеств по случаю 85-летия Музыкального театра, и именно ей мы обязаны идеей проведения грандиозного гала-концерта в трех отделениях, очевидцем которого 4 октября нынешнего года довелось стать автору этих строк. Совпадение или нет, но дату юбилейного вечера от даты выхода распоряжения о строительстве ныне действующего здания театра день в день отделяют ровно 54 года! И на сию «нумерологию» ложится то, что впервые Краснодарский краевой театр музкомедии прописался по этому адресу еще в бывшем «Колоссе» именно в 1954 году, просуществовав в нём целое десятилетие!

«Листая страницы истории»

Три части юбилейного гала-вечера – «три кита» творческой деятельности нынешнего краснодарского Музыкального театра: опера, балет и оперетта (музкомедия). Третий же, но отнюдь не последний «кит» (оперетта, с которой когда-то всё и начиналось) в широком смысле подразумевает, естественно, и такой популярный сегодня народно-массовый жанр, как мюзикл. Но, прежде чем оказаться в зрительном зале, лишь конспективно проследим, что же было до появления его нынешнего современного здания, с которым он прочно стал ассоциироваться лишь со второй половины 60-х годов прошлого века. Для этого обратимся к специально подготовленному к юбилею памятному буклету-справочнику под названием «Листая страницы истории». Его автор Ирина Белова, проделавшая титаническую архивно-исследовательскую работу, – театровед и театральный критик. Но буклет – не монография, хотя чрезвычайно важный и, несомненно, нужный помощник публике, пришедшей в театр на его юбилей. Интереснейшая информация, впервые представительно собранная воедино и систематизированная по этапам становления и развития театра-юбиляра, – документ, тем не менее, довольно емкий и методично-полный. Отсчет истории Музыкального театра – 1933 год, но более ранняя веха – этап, когда бывшая частная разъездная Армавирская антреприза, пройдя в 1931 году регистрацию в Армавире как учреждение стационарного театра, становится 1-м Азовско-Черноморским краевым театром музыкальной комедии.

С января 1933 года это уже Армавирский городской театр музыкальной комедии им. А.В. Луначарского, приобретающий статус государственного (первое название театра). После образования Азовско-Черноморского края через год театр получает второе название: Азовско-Черноморская краевая музкомедия. С разделением Азовско-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край в 1937 году, театр переезжает в Краснодар, получая собственное здание на улице Красной, 120 (Северный театр, разрушенный в годы войны и оккупации) и третье свое название – Краснодарский краевой театр музкомедии. 29 июня 1941 года после окончания гастролей в Армавире театр в связи с началом войны де-факто распускается. Де-юре постановление на сей счет появляется лишь 1 августа 1942 года, а уже 12 августа в Краснодар входят немецкие войска…

Освобождение городу приносит февраль 1943 года, но перерыв в деятельности театра затягивается до 1 марта 1944 года. С этого дня Краснодарский краевой театр музкомедии, вновь созданный, но потерявший свою прежнюю площадку, при полных аншлагах сначала дает спектакли в здании бывшего клуба Блюхера, а затем – на улице Красной, 67 в бывшем клубе Потребкооперации, который за выездом в спешно приведенный в порядок «Колосс» оставляет театр драмы. Аналогичная рокировка мест обитаний двух театров, когда драма возвращается в свое восстановленное историческое здание Зимнего театра, а музкомедия перебирается в «Колосс», приходится на начало 1954 года. Новоселье на Красной, 44 в своем предпоследнем доме Краснодарский краевой театр музкомедии справляет 3 апреля 1954 года, а с обретением им по тому же адресу нынешнего здания, возведенного на месте прежнего после пожара и открытого в 1966 году, история скитаний Краснодарского краевого театра оперетты (его четвертое название), а ныне Музыкального театра (пятое название) в составе Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова, завершается. Однако новейшая история театрального созидания и творческих поисков продолжается, и ее яркие, самобытные страницы в живую летопись сегодняшнего театра вписываются на наших глазах…

За 85 лет славной истории через него прошла целая плеяда выдающихся артистов – певцов, режиссеров, дирижеров. На страницах щедро иллюстрированного буклета это нескончаемая череда портретов, образов и спектаклей, и прошлое театра – то бесценное и важное, чего рецензенту, первая встреча которого состоялась с ним лишь в 2010 году на премьере оперы Чайковского «Пиковая дама», недоставало. История – это истоки и корни, и познав их, душу сегодняшнего Музыкального театра начинаешь понимать существенно лучше! В этом театре вашего покорного слугу журналистская судьба каждый раз сводила с оперой, и «Пиковая дама» в постановке Ольги Ивановой, впервые прозвучавшая на этой сцене, дала впечатляюще мощный старт, после которого продолжение оперной линии каждый раз приносило всё новые и новые музыкально-постановочные открытия. Тренд продолжили два камерных проекта в фойе в рамках инновационного цикла «Три века оперы. Молодые – молодым». Первый – «Колокольчик» Доницетти, второй – «Медведь» Ходоша. Первый – дебют режиссера Николая Панина, второй – совместная постановка его и Ксении Репиной. Далее это были «Евгений Онегин» Чайковского, поставленный Алексеем Степанюком, и «Севильский цирюльник» Россини снова в постановке Николая Панина, сотрудничество которого с этим театром в прошлом сезоне ошеломило потрясающе зрелым, масштабно-мощным прочтением в форме музыкально-драматической композиции культового романа-эпопеи Виктора Лихоносова «Наш маленький Париж». Всё это – действительно яркие впечатления, ради которых проделать неблизкие пути из Москвы в Краснодар, несомненно, стоило! К счастью, благодаря обсуждаемому юбилейному гала-концерту, хотя бы ретроспективно, но всё же удалось сделать немало открытий как по части балета, так и по части «легких», но таких непростых жанров оперетты и мюзикла.

Ее Величество Опера…

Весьма масштабную программу оперного отделения мощным контрастным окладом обрамляют антракт к третьему акту «Лоэнгрина» Вагнера и финальный хор из «Жизни за царя» Глинки. Мечтать, что эти фундаментальные оперные полотна, особенно первое, могут войти в репертуар театра, конечно же, далеко преждевременно, но тот факт, что симфонический оркестр и хор Музыкального театра (главный хормейстер – Игорь Шведов) включают в концерты фрагменты из них, – тенденция позитивная и обнадеживающая! Тем более что опусы Вагнера и Глинки, ведóмые опытной музыкантской рукой нынешнего главного дирижера Владислава Карклина, впечатление производят очень сильное, оптимистически светлое: контрасты формы стилистически вдумчивы, а тщательно выверенное музыкальное содержание подкупает тонкой выразительностью нюансировки. В хоровом финале-апофеозе Глинки к оркестру театра присоединяется Кубанский духовой оркестр (художественный руководитель и главный дирижер – Валентин Спиридонов), а место за дирижерским пультом маэстро Карклин не покидает всё первое отделение…

Два номера из «Волшебной флейты» Моцарта – дуэт Папагено и Папагены, а также знаменитая «ария мщения» Царицы ночи – на сей раз добрые предвестники будущей премьеры, которая, похоже, уже не за горами. Красочно-гротесковую экспликацию образов Папагено и Папагены берут на себя Максим Рогожкин и Марина Шульга, а визитную карточку партии Царицы ночи во всём ее колоратурном блеске и удивительно свободном парении в высокой тесситуре вручает публике молодая, недавно принятая в театр сопрано Ольга Жарикова. Единственная за весь вечер ария из русской оперы – ария Роберта из «Иоланты» Чайковского – в исполнении темпераментно-благородного баритона Владимира Кузнецова предстает страстным гимном красоте и чувственности. Но основной пласт этой части гала-вечера – опера итальянская, и, пожалуй, главная его репертуарная изюминка – финальные сцена и рондо Анджелины с хором из «Золушки» Россини. Хотя в исполнении меццо-сопрано Натальи Бызеевой, обладательницы голоса насыщенно-яркой и сочной фактуры, в аспекте стиля они всё же несколько недобирают, их искренние, светящиеся фееричностью любви и музыки интонации решительно искупают всё!

То же, с той лишь разницей, что интонации оперной героини теперь должны быть – и были – осознанно серьезны и драматичны, относится и к веристскому «хиту» Масканьи, к романсу Сантуццы из его «Сельской чести», который на волне цепляющей за душу трагической экспрессии проводит драмсопрано Наталья Кременская. Весь противоречивый спектр эмоций, всю глубину томительного, пугающего неизвестностью ожидания главной героини в свое емкое, «без слов говорящее» лирико-спинтовое звучание в центральной арии Мадам Баттерфляй из одноименной оперы Пуччини вкладывает сопрано Гюльнара Низамова. Обволакивающе-бархатистая лирико-драматическая фактура звучания сопрано Натальи Батлуковой восхищает и покоряет в рассказе Мими из «Богемы» Пуччини.

«Крепкое» (скорее драматическое, нежели лирико-драматическое) звучание сопрано Татьяны Ерёминой в первой арии Аиды из одноименной оперы Верди забирает «чеканной музыкальностью фразировки», уверенно ровным, осмысленным звуковедением. А на двух полюсах тенорового вокального исполнительства в картину общего музыкального парада свой весомый вклад вносят лирический тенор Владислав Емелин и драматический тенор Вячеслав Егоров. Один уверенно делает это в мелодично-меланхоличном, проникновенно-трогательном романсе Неморино из «Любовного напитка» Доницетти. Другой, безусловно доказывая, что у этого опытного мастера, по-прежнему есть еще порох в пороховницах, вызывает восхищение в стретте Манрико с хором из «Трубадура» Верди: к певцу словно приходит второе дыхание, и крутой высокотесситурный теноровый бастион практически без боя сдается на милость певца-победителя! Так что на этой в буквальном и переносном смысле высокой ноте мир оперы мы покидаем, чтобы погрузиться стихию балета…

Его Высочество Балет…

Точнее, как написано в программе, не балет, а «современная хореография», и ситуация на сей счет в КТО «Премьера» им. Л.Г. Гатова поистине уникальная! Непреходяще-вечная классика и «неоклассика» великих легендарных балетов Юрия Григоровича, кардинально изменивших облик классического танца в XX веке, с неослабевающим год от года успехом продолжает жить на этой сцене в театре его имени. Между тем, в XXI веке Музыкальный театр вовсе не номинально, а творчески действенно и необычайно результативно дополняет сей огромный балетный пласт интереснейшими хореографическими работами своего молодого главного режиссера и балетмейстера Александра Мацко, поразительно «мягко» и точно созвучными стремительности ритмов и общему мироощущению сегодняшнего дня.

Сей талантливый художник от театра более чем за десятилетие создал на этой сцене множество знаковых для Краснодара постановок и, собственно, впервые открыл для здешней публики аффектно-терпкую, яркую и вместе с тем психологически-чувственную, интимную философию танца модерн. Ему не откажешь ни в оригинальности интеллектуально-драматургического постановочного мышления, ни в четко продуманной обстоятельности и масштабно-творческом видении пластическо-хореографической «партитуры» современного балетного спектакля, а его опусы зачастую замешаны на синкретике танцевального, драматического и вокального начал…

В том, что это действительно так, сполна убеждает второе монографическое отделение гала-вечера, эффектно-зрелищный дайджест постановок хореографа. Если внимательно присмотреться, то при всём смелом новаторстве увиденных работ, их базовые элементы, «кирпичики» новых па и движений, иногда подспудно тонко, а иногда и рельефно мощно проступающие сквозь пластику танца модерн, – субстанция, по отношению к классике преломлённая, многогранно трансформированная, но в прямой «конфликт идей» с ней не вступающая. На демократичность восприятия подобного рода хореографии, не принижая ее жанровой интеллектуальности, это как раз работает потрясающе здóрово! Особо ценно и важно, что хореограф творит не только в жанре миниатюры или одноактного – сюжетного или бессюжетного – балета (наиболее массовой формы современной хореографии), но также весьма успешно ставит и многоактные сюжетные спектакли, в числе которых можно назвать двухактные балеты «Анна Каренина (2014) и «Мастер и Маргарита» (2016).

На очереди – «Война и мир», еще один балет на сборную музыку, отыскиваемую и компонуемую хореографом драматургически контекстно, и при этом всегда поразительно адекватно образно-сюжетной проблематике. Премьера ожидается на будущий год, а пока в исполнении артистов балета мы увидели фрагмент будущего спектакля – ансамблевый пролог на музыку Пембертона к части под названием «Мир». Из «Мастера и Маргариты» были представлены три фрагмента на музыку Шнитке – «Встреча» и «Роман» (Анна Зубченко, Владимир Гулидов), а также «Бал» (Анна Зубченко, Андрей Сизоненко); из «Анны Карениной» – «Скачки» на музыку Сен-Санса (Татьяна Крюкова, Николай Фоменко) и «Венчальный дуэт Кити и Левина» на музыку Баха (Юлия Бельдекова, Михаил Лутохин). Балет – искусство мгновения и одновременно вечности, и лучше один раз увидеть, чем много потом писать об увиденном, тем более что «апофеозом» встречи с этими показательными в плане большого хореографического стиля фрагментами стало устойчиво-сильное желание увидеть оба балета полностью. И это – главное!

Две части – «Пепел» на музыку Шварца (Александр Сетин, Павел Мартынец) и «Подальше от слез» на музыку Уандера (Оксана Лызина, Владимир Гулидов и артистка Детской студии Вероника Пономаренко) – из балетного цикла «Новеллы: только о любви», а также два специальных номера – «Backstage» на музыку Тирсена (солист Театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев) и «Посвящение ушедшим актерам» на музыку Рамазановой (Александр Мацко) – в балетную часть вечера внесли особые чувственные нотки. Но наш рассказ о хореографической программе – всего лишь рассказ. А между тем Александр Мацко, режиссер-балетмейстер, поставивший весь гала-вечер в едином ключе торжественно-праздничного театрализованного шоу и в оперной, и в балетной, и в опереточной части, балетное отделение весьма эффектно выстраивает в форме масштабной многоплановой сюиты, завершающейся финальным «танц-аккордом» всех ее участников…

Ее Демократичность Оперетта…

За дирижерским пультом третьего отделения – новые маэстро (Александр Клеймёнов, Денис Ивенский и Евгений Перунов), а некоторые популярнейшие номера из этапных для Музыкального театра постановок представляются как зажигательная музыкальная феерия «с песнями и танцами» в расширенном составе солистов (с раскладкой той или иной партии на целый ансамбль голосов). А почему бы и нет? Праздник есть праздник, и в его стихии, а также в родной стихии оперетты и мюзикла, появившегося в репертуаре театра лишь в 2000-х годах как отклик на всеобщий бум в отношении этого жанра, все без исключения певцы-солисты ощущают себя свободно, легко, раскрепощенно, демонстрируя потрясающее мастерство и актерский кураж. Слушателям они несут подлинное пиршество прекрасных голосов и восхитительных мелодий, танцевать под которые хочется, даже сидя в кресле в зрительном зале!

Как вводное приветствие с участием хора, балета, детской студии (руководитель – Мариета Гречкина) и ансамбля солистов Музыкального театра – Гюльнары Низамовой, Марины Шульги, Татьяны Ерёминой и Артёма Агафонова – звучит номер-прелюдия «Вы наш гость» (музыка Менкена из мюзикла «Красавица и чудовище»). Сольные номера гала-вечера – бравурно-гротескная ария Кунигунды (Оксана Авакян) из мюзикла Бернстайна «Кандид» и бессмертная ария Мистера Икс из оперетты Кальмана «Принцесса цирка» в исполнении Владимира Генина, о котором необходимо сказать особо. С Музыкальным театром он простился, находясь в прекрасной вокальной форме, в далеком теперь уже от нас 1989 году, но пение не оставил. И по сей день – на 90-м году жизни! – он солист уникального, единственного в стране и в мире Театра ветеранов музыкальной сцены, и представленный им популярнейший хит Кальмана просто поражает, ошеломляет яркостью тембра и вокальным мастерством, царственным артистизмом и музыкальностью!

В эксцентричном коллаже из оперетты Мурадели «Москва-Париж-Москва» с участием артистов балета Музыкального театра явный фурор производит солист Московского театра оперетты Александр Каминский. С участием артистов хора и балета изумительно звучит «Swing» (Карина Петровская) из мюзикла Бернстайна «Чудесный город». Пьесы «Это я, Дон Кихот» (Владимир Кузнецов, Артём Агафонов) и «Мэтр Тенардье» (Алексей Григорьев, Виктория Лапшина) – дуэтные номера соответственно из мюзиклов «Человек из Ламанчи» М. Ли и «Отверженные» К.-М. Шёнберга (первый – с участием артистов балета, второй – артистов хора). А парным номером из оперетты предстает прелестный дуэт Яшки и Лоры (Станислав Баксараев, Марина Шульга) из «Белой акации» Дунаевского.

Хор и балет – также фигуранты двух опереточных хитов с расширенным составом певцов-солистов. Первый – «Частица чёрта в нас» из «Сильвы» («Королевы чардаша») Кальмана – предстает с участием Натальи Бызеевой, Гюльнары Низамовой, Марины Шульги, Натальи Егоровой, Татьяны Ерёминой и Натальи Батлуковой; второй – известная «Жжёнка» из «Холопки» Стрельникова – с участием Владимира Кузнецова, Владимира Булатова, Алексея Григорьева, Владислава Емелина, Максима Рогожкина и Артёма Агафонова. Номер «Друг мой» из «Принцессы цирка» Кальмана – еще одна (на сей раз в чистом виде «сольно»-вокальная) феерия, в которой заняты Анастасия Подкопаева, Оксана Авакян, Карина Петровская, Елена Семикова, Инна Разумовская и Марина Семенцова. А в финальной песне из оперетты Кальмана «Марица» участники финального отделения гала-вечера, ставя жизнерадостно-ликующую точку в его программе, соединяются в атмосфере всеобщего театрального праздника, частичку которого каждый из присутствующих в зрительном зале, несомненно, уносит в своем сердце…

Нынешний 85-й сезон краснодарского Музыкального театра – веха в творческой жизни этого коллектива чрезвычайно важная и значимая. Представленная в рамках праздничного гала-концерта экспресс-подборка связанных с его историей кинокадров, подготовленных телекомпанией «Премьера» (руководитель – Валерия Полторанина), – лишь квинтэссенция славного прошлого, вместить которое в рамки даже такого масштабного вечера абсолютно невозможно. Этот гала-концерт – не только творческий отчет, но и весомое руководство к действию, мобилизующий фактор дальнейшего развития труппы, ее творческого роста. 85-летний музыкальный фундамент коллектива – то, чем сегодняшний Музыкальный театр по праву может гордиться и с окрыляющим осознанием этого идти лишь только вперед!

Фото Татьяны Зубковой

реклама

вам может быть интересно

Итоги II тура конкурса Рихтера Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

опера

Персоналии

Юрий Григорович

просмотры: 979



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть