Памяти Михаила Юровского

Дмитрий Юровский за дирижерскими пультами двух оркестров

Михаила Юровского не стало 19 марта, и так распорядилась судьба, что скорбная весть из Берлина пришла практически после выхода в свет его книги «Династия Юровских: Больше века в музыке». Для автора этих строк, самым непосредственным образом участвовавшего в ее рождении, и выход в свет этой книги, и смерть маэстро, и концерт его памяти, который состоялся в Москве на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского 22 апреля этого года, слились в единое, неразделимое целое. Место за дирижерским пультом в этот вечер занял Дмитрий Юровский, его младший сын, и преемственность внутри, без сомнения, уникальной дирижерской династии на новом творческом витке проступила с новой силой.

Сегодня, когда Михаила Юровского нет уже с нами, всё это – моменты новейшей музыкальной истории, и нет ни малейшего сомнения в том, что концерт-посвящение его памяти стал поистине историческим. Возможно, сегодня так категорично подумают не все, однако, как известно, большое видится на расстоянии, и время, по прошествии которого можно будет умудренными оглянуться назад, несомненно, расставит все точки над «i». Что и говорить, два оркестра, последовательно выступивших в одном концерте, – факт сам по себе эксклюзивный, далеко не обыденный и не тривиальный. В первой части программы Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова исполнил Седьмую симфонию Бетховена (ля мажор, op. 92), а во второй части Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) представил публике Пятую симфонию Чайковского (ми минор, op. 64).

В выборе сáмой что ни на есть классичнейшей программы, связующей в обширном репертуаре Михаила Юровского немецкую и русскую музыку, пожалуй, можно усмотреть определенную знаковость. Как известно, в последние годы жизни Михаил Юровский на регулярной основе выступал с отечественными оркестрами в Санкт-Петербурге и Москве. В последний раз в городе на Неве с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии он исполнил программу, в которую вошли 104-я («Лондонская») симфония Гайдна и Восьмая симфония Брукнера. Это было в феврале 2020 года незадолго до локдауна, и это был плановый ангажемент.

Но перед этим 17 октября 2019 года с тем же оркестром на той же сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии Михаил Юровский, заменив Кшиштофа Пендерецкого (1933–2020), продирижировал программу, в которую вошли «Метаморфозы» Пендерецкого (Второй скрипичный концерт) и Седьмая симфония Бетховена. Тогда, благодаря прямой интернет-трансляции, ее слушателями смогла стать весьма большая аудитория, включая и автора этих строк. А на последнем выступлении Михаила Юровского в Москве рецензент побывал непосредственно. В программу того концерта, состоявшегося 22 апреля 2019 года (от даты нынешнего концерта-посвящения день в день три года назад!), вошли Третий фортепианный концерт Рахманинова и Пятая симфония Чайковского, и прошел он в Концертном зале имени П.И. Чайковского как раз с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром!

И Седьмая симфония Бетховена с Госоркестром, и Пятая симфония Чайковского с РНМСО, исполненные на концерте памяти своего отца Дмитрием Юровским, предстали прочтениями, которые в «магическом кристалле музыки и дирижерской профессии», когда-то «врученном» наставником-отцом ученику-сыну, засияли новыми штрихами и нюансами, обогатились новыми психологическими гранями, наполнились светлой печалью и мощной героикой неустанной созидательной борьбы. Эта борьба шла к победоносному финалу и у Бетховена, и у Чайковского, по-разному в силу разных национальных ментальностей двух гениев проходя и через становление, и через трагические повороты, и через моменты наивысшего ликования, сметающего всё на целеустремленном и решительном пути…

Дмитрий Юровский

Дмитрий Юровский давно уже стал большим самобытным художником от музыки. Его пластически элегантные, воздушно-мягкие, довольно скупые на внешнюю аффектацию, но пронзительно глубокие пассы всегда передают музыкантам (а дар передачи в профессии дирижера – это главное!) необыкновенную душевность и тепло, внутреннюю энергетику интеллектуально большого и мощного наполнения. Артистов оркестра этот дар мобилизует каждый раз настолько взвешенно и прицельно точно, что «интимный резонанс», в который входят музыканты и маэстро, многоплановую палитру дирижерских высказываний всегда раскрывает публике на уровне метафизического подсознания.

Маэстро заставляет растворяться в звучащей оркестровой субстанции всепоглощающе и безотчетно, заставляет слушателя пропускать через себя музыку не только на уровне присущего человеку разума, но и на уровне необъяснимо большого «сакрального» чувства. На сей раз так было и в Седьмой симфонии Бетховена, и в Пятой симфонии Чайковского. Если Бетховен с неистово-безудержной фанфарностью финала, к которому мы проделали путь через напряженную борьбу и трагедию, определенно, воззвал к нашим сердцам, то Чайковский, прозвучавший у Дмитрия Юровского предельно трагически и психологически выпукло, воззвал к душе, к потаенным, но дремлющим в нас глубинам русской соборности.

В сегодняшнем разобщено-жестоком мире нашу соборность – то, чем во все века и эпохи была сильна именно русская ментальность, – мы отчасти утратили, но несмотря ни на что в моменты такого музыкально-терапевтического воздействия соборность каждый раз пробуждается в нас вновь. Так будет всегда, пока жива музыка. Так будет всегда, пока жива великая русская – не только музыкальная – культура. Так будет всегда, пока во всех областях русской культуры существуют ее проводники-медиумы. В музыке это дирижеры, и представители династии Юровских, несомненно, оставили в ней свой значимый след…

Фото предоставлены пресс-службой Московской филармонии

Если ваш ребенок поступил в музыкальную школу в Москве, и вы купили пианино, обратите внимание на наш сервис. Переноска пианино — это наша профессия. Предоставляем полный комплекс услуг по доставке и транспортировке инструментов.

реклама