«Para-Para-Parada»

Майя Шварцман, 14.01.2014 в 12:30

Магнус Линдберг

В Генте прошел концерт Симфонического оркестра Фландрии под управлением немецкого дирижёра Андреаса Делфтса. Программа носила название «Parada» по первой исполнявшейся вещи — симфонической картине Магнуса Линдберга. Ему сопутствовали 2-й фортепианный концерт Бартока с прекрасным солистом из Сербии Александром Мадзаром и 2-я симфония Брамса.

Второй концерт Бартока, с его необузданным напором, неистовой эмоциональностью и моторикой, лично для меня стал центром программы.

Его вторая часть и особенно третья — по линеарной полифонии и взрывчатой динамике — просто разлученные во времени близнецы с «Петрушкой» Стравинского. Здесь и рваные позывные сольной трубы, и несимметрично залигованные фигуры струнных, тем самым автоматически дающие экзотическую акцентировку мелодической линии, и заострённые сложнейшие контрапункты.

А фортепианная партия, блистательно сыгранная солистом, представляет собою прямо-таки музыкальный манифест авангарда 30-х. (И как позднейший отклик, при agitato литавр в третьей части мне вспомнились даже отголоски некоторых работ композитора М. Мееровича — был такой советский композитор, и весьма интересный, на мой взгляд.)

Но, согласно моим наблюдениям, публика не в состоянии оценить яркую трактовку А. Делфтса и выдающееся исполнение А. Мадзара, потому что она пребывает в глубокой контузии после пьесы, открывающей концерт, и

восхитительный Бела Барток проходит мимо её раненных ушей.

Согласно тексту программки, выдержанному в хвалебных тонах (а как иначе зазвать на концерт), Линдберг — дерзкий новатор, который утверждает, что с оркестром можно сделать что угодно, особенно, если «не бояться вливать новое вино в старые мехи».

У вина, влитого Линдбергом, по утверждению брошюры, особенный вкус, ломающий представления о консерватизме, опрокидывающий ностальгическую тягу к слову «музыка», и тому подобная реклама, никоим образом делу не помогающая, ибо

на слух это вино — ... да просто бурда, скажу честно.

Хотя автор настаивает, что его музыка возникла не на пустом месте, а колосится прямо-таки на Бахе и Пёрселле, единственное, что их связывает, это манера Линдберга для записи своих дегустационных слуховых опытов использовать прежние пять нотных линеек да живой оркестр.

Реакцию публики на пьесу Линдберга и следующие произведения концерта можно сравнить с увечьем.

Раздавленные двадцатиминутным ревом и неудобоваримостью зелья слушатели — это явно видно — не в состоянии воспринимать прочие произведения адекватно. Очевидно, не все умеют пользоваться советом профессора Н. Перельмана и «наслаждаться непониманием», и я в том числе. По крайней мере, двадцатиминутное упоение кошмаром мне недоступно.

Стоило бы предложить эксперимент, который моментально расставил бы всё на свои места: соблюсти хронологический — или хотя бы алфавитный — порядок композиторов в программе. Окажись «Парада» последней в списке наслаждений, уверена, большинство публики проголосовало бы ногами и просто ушло.

По тоскующим лицам людей было видно, как откровенно они замучены установившимися правилами:

даже заплатив за билет, наслаждение почему-то ещё нужно заслужить высиживанием, чтобы дождаться Шуберта или Брамса, сначала поприсутствовав против воли на сеансе чёрной магии.

И ещё одна вещь, которой я была задета в этой программе: этичность. Этично ли по отношению к Бартоку и Брамсу называть всю программу именем самого короткого в концерте произведения ныне живущего и здравствующего композитора?

На эту тему в музыкальной среде существует апокриф. Будто бы однажды Шарль Гуно, разговаривая с молодым композитором, задумчиво произнес:

— Чем дальше мы продвигаемся в нашем искусстве, тем больше ценим своих предшественников. Будучи в вашем возрасте, я говорил о себе: «Я». Двадцати пяти лет говорил: «Я и Моцарт». В сорок лет: «Моцарт и я». А теперь говорю тихонько: «Моцарт».

Может, из одного «уважения к Гуно и с°» стоило назвать концерт иначе?

На фото: Магнус Линдберг

реклама

вам может быть интересно

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Бела Барток

Коллективы

Симфонический оркестр Фландрии

просмотры: 2029



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть