Колин Ли и оркестр-трансформер

Валентин Предлогов, 29.05.2014 в 12:29

Колин Ли

22 мая в Москве в Концертном зале Чайковского к 300-летию со дня рождения Кристофа Виллибальда Глюка в концертном исполнении была дана авторская парижская версия оперы великого реформатора «Орфей и Эвридика». В этой версии в сравнении с исходной музыка существенно переделана, использовано французское либретто, добавлены хореографические номера, а партия Орфея значительно переработана и предназначена для тенора.

В концерте участвовал Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Уильяма Лейси — британского дирижёра, хорошо известного в Москве своими музыкальными проектами. Партию Орфея исполнил часто выступающий в Москве Колин Ли (тенор, Великобритания), партию Эвридики — Дебора Йорк (сопрано, Великобритания), партию Амура — Софи Янкер (сопрано, Бельгия). В концерте также принимал участие вокальный ансамбль «Интрада».

Безусловной звездой и главным героем этого представления стал тенор Колин Ли, который буквально превзошёл сам себя!

Известно, что обозреватели всевозможных изданий весьма по-разному относятся к этому певцу и его вокальным возможностям: одни, признавая его профессионализм, указывают на различные вокальные недостатки, другие, не сомневаясь в его возможностях, считают ограниченным его стилистический диапазон. Почти все критики, однако, сходятся на том, что лучшей его партией, спетой в Москве, является Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини. И вот — Орфей.

Те, кто был в зале, понимали уже в первом действии, что это будет блестящее выступление. В вокальном отношении всё шло гладко, как по маслу: как и всегда, Колин Ли заранее тщательно распелся и с первых нот демонстрировал отменный вокал. Настоящий профессионал не должен распеваться по ходу действия, он должен выходить на сцену готовым к любым испытаниям, тем более, что вскоре после начала оперы тенору приходится исполнять виртуозную ариетту «L’espoir renaît dans mon âme» («Надежда возрождается в моей душе»), и он просто не мог позволить себе быть не в форме и с расфокусированным вокалом.

Голос певца звучал просто фантастически

— легко, воздушно, на верхах в нужных местах лихо и на полуфальцете, хотя и сравнительно сдержанно и без форсирования, но с блеском. Всё же высокий мужской голос, объективно лишённый малейшего намёка на какую-то «трансгендерность», а тем не менее мягкий, нежный, гибкий, подвижный, полётный, слушается очень органично. Просто чудо как хорош был в тот вечер: настоящий Орфей, как из легенды. И при этом исполнение было довольно строгим, без дурновкусия. Ли пел во многих эпизодах сладко, но без слащавости, легко, но без фривольности. В результате певец абсолютно затмил обеих женщин — исполнительниц остальных партий.

К сожалению, Дебора Йорк не сумела предъявить лучшие свои качества: голос звучал слабо и ненаполненно,

и это можно было бы постараться объяснить характером партии, если бы не вся она вышла таковой.

Софи Янкер подала свою партию более внятно, но по самому своему характеру порученная ей роль не отличается достаточной развитостью, чтобы суметь очаровать на протяжении спектакля.

В результате Колин Ли и как главный герой, и как певец остался в тот вечер вне конкуренции: пожалуй, виртуозный номер первого действия оказался для него сложнее всего остального, но он с ним справился с видимой радостью и вполне удовлетворительно, и даже дирижёр ему аплодировал, традиционно постукивая палочкой по пюпитру. Можно, конечно, попробовать списать благосклонность дирижёра на то, что они соотечественники, но от другой своей соотечественницы он в восторге явно не был!

Не только в виртуозной ариетте, но и на протяжении всего представления певец демонстрировал поразительную стабильность тембра, гибкую нюансировку и всё ту же лёгкость и прозрачность звучания: и кантилена, и пассажи, и трели — всё искрилось и сверкало.

По окончании представления публика просто бесновалась!

Артистов не желали отпускать: уже вроде все собрались расходиться, а слушатели опять их вызвали, и на последний поклон Колин Ли вышел первым и некоторое время стоял на сцене в одиночку, принимая на себя весь шквал заслуженных восторгов. Это был триумф.

Исполнение партии Орфея стало настоящим потрясением, привело в какое-то возвышенное состояние, как у меня было однажды после совершенно фантастического концерта Хуана Диего Флореса. Когда артист создаёт такое настроение, словно после греческой трагедии с катарсисом, когда демонстрирует такое мастерство, уже не хочется ходить по земле, а хочется летать.

Любопытна функция хора в этой опере, которую реализовал вокальный ансамбль «Интрада»: в разных моментах хор должен передавать контрастные впечатления и различные смысловые оттенки, что является одновременно и сложной, и очень интересной творческой задачей, с которой коллектив блестяще справился.

Оркестр Musica Viva был, как всегда, очень хорош:

музыканты играли со стильной безвибратностью, оригинальными в связи с этим тембрами, хотя не сдерживали динамику и красок не жалели.

Дирижёр Уильям Лейси провёл всю оперу на одном дыхании, не позволяя ни музыкантам, ни слушателям ни на минуту отвлечься от музыки: постоянно что-то менялось, эпизоды следовали друг за другом, и даже многочисленные чисто инструментальные номера, данные в завершение и рассчитанные на сценическое визуальное воплощение, не ослабили интереса к музыке. Поэтому по окончании произведения певцам аплодировали ничуть не менее темпераментно, чем если бы завершали его они, а не оркестр.

Дирижёр прекрасно ощущал ограниченный ресурс музыкального времени,

и с уходом певцов со сцены напряжение ничуть не ослабело, оркестр играл предельно экспрессивно. Видно было, что дирижёр доволен.

К слову об оркестре: это не оркестр, а какой-то музыкальный трансформер! Это уникальный коллектив, всегда готовый учиться тому, что понадобится в работе, и способный превратиться во что угодно, играть под любым управлением и воплотить любые стили. Достойно преклонения.

В завершение хотелось бы сказать, что исполнение «Орфея и Эвридики» стало шикарным завершением оперного абонемента, на всех трёх концертах которого я побывал, и всякий раз зал был до предела забит публикой, поэтому вполне очевидно, что опыт формирования подобных абонементов нужно непременно расширять и поддерживать.

На фото: Колин Ли

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Концертный зал имени Чайковского

Персоналии

Кристоф Виллибальд Глюк, Дебора Йорк

Коллективы

Intrada, Musica Viva

Произведения

Орфей и Эвридика

просмотры: 3549



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть