На дне рождения у Кота Мурыча

Премьера оперы Сергея Баневича «Кот Мурыч» в Мариинском театре

Светлана Сливинская, 29.01.2018 в 22:02

Автор фото — Валентин Барановский / Мариинский театр

Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев в своей программе по привлечению детей и юношества к музыкальному театру особое внимание уделяет малышам, поскольку именно в самом юном возрасте увиденное и услышанное произведение искусства навсегда западает в их память, а подчас и определяет их жизнь. В стенах Мариинского театра совсем юные зрители учатся познавать высокое музыкальное искусство.

Сергей Баневич — талантливый композитор и знаток детской психологии — с большим энтузиазмом пишет свои произведения для самых маленьких слушателей. Его новая работа «Кот Мурыч» так и называется — «опера для детей». А на лицевой стороне театральной программки написано «Мариинский – детям». Конечно, эта опера интересна и взрослым: мелодичная, романтическая музыка погружает их в ностальгические воспоминания о собственном детстве. А для детей открывается воистину волшебный мир.

В Мариинке-2 есть несколько малых зрительных залов, в которых могут проводиться разнообразные творческие акции. Для оперных спектаклей особенно подходит зал имени Сергея Прокофьева. Детей встречает большой портрет композитора, приглашая их в свой мир. Стены уютного фойе и даже коридор украшены изображениями нотных знаков, привлекающими внимание малышей, которые ещё даже не знают алфавит.

Своеобразный спектакль разыгрывается уже в фойе. Здесь стоит нарядная ёлка. У многих девочек юбки напоминают балетные пачки. В своих нарядных, расшитых бисером платьицах, они как персонажи воображаемых сказок и в ожидании сказочного спектакля весело играют друг с другом. Третий звонок приглашает их в зрительный зал, где начинается действо.

Сцена не отделена от зрительного зала занавесом, и публика уже при входе попадает в атмосферу сказки. Актеры тоже спускаются к сцене через зрительный зал, как бы подчёркивая единство всего театрального пространства. Восхищение сразу же вызывает сделанное с тончайшим вкусом убранство сцены. Спектакль не должен быть громоздким и дорогостоящим, поэтому в ход идут всевозможные резервы театрального реквизита. А богатая фантазия режиссера Алексея Степанюка и его команды сотворила спектакль лёгким и изысканным, дети в конце действия, согласно сценарию, придут на сцену и сами ко всему прикоснутся.

В центре сцены на большом стенде, декорированном обоями под старину, размещены фотографии родословной большого семейства Кота Мурыча. В гостиной расставлены венские стулья. А на камине среди украшений разных времен находится современный телефон. Всё говорит о том, что действие происходит в воображаемом виртуальном времени, и на день рождения Кота Мурыча соберутся персонажи из разных веков, которые прекрасно разбираются в современной жизни и даже имеют представление об интернете. Ведь в сказке всё возможно, а кошки всегда были популярными персонажами и добрыми друзьями людей.

В начале спектакля на больших экранах по краям сцены были показаны документальные кадры с изображением здания Мариинского театра и упоминалось, что после войны в Ленинград было завезено большое количество кошек, которые воистину стали санитарами города. Неслучайно в Эрмитаже ежегодно отмечается «День кота»…

Наверняка Кот Мурыч был знаком с котом Мурром, писавшим свои мемуары в романе Э. Т. А. Гофмана. В опере Баневича он с гордостью демонстрирует свои новые штаны в красную клетку: такие штаны мог носить чеширский кот из сказки «Алиса в стране чудес». В гости к Коту Мурычу пришел и знаменитый Кот в сапогах, а это уже совсем издалека — его «отец», знаменитый сказочник и дипломат Шарль Перро, и вовсе жил в XVII веке.

Кот в сапогах уже появлялся в интерьерах Мариинского театра в балете «Спящая красавица», а теперь решил заглянуть на день рождения Кота Мурыча и подарить ему изящную вариацию в томном кошачьем стиле (постановка молодого хореографа и ассистента режиссера Ильи Устьянцева). Сам же Кот Мурыч (Всеволод Нелюбов), исполняя своим красивым тенором монолог «У Лукоморья дуб зелёный», хвастался своим знакомством с А. С. Пушкиным. Очаровательная кошечка Мусильда (обладающая красивым голосом Регина Рустамова), за которой ухаживал Мурыч, кокетливо ответила ему словами английского писателя Киплинга, что она «кошка, гуляющая сама по себе».

День рождения Кота Мурыча удался на славу! Был произнесён главный тост: «День рождения кота – это просто красота». Самым почётным персонажем была, конечно, Мурка Барсиковна, бабушка кота Мурыча (Луиза Губиева), которая со строгой возрастной элегантностью кружилась в вальсе со своим внуком.

Очаровательной была Муся (Ксения Григорьева), сестра Мурыча. Ближайшие друзья Мурыча – забавные и озорные коты Василий (Рустам Сагдиев) и Тимофей (Иван Куликов) подарили ему удочку, и Мурыч пообещал им ловить рыбу в Фонтанке у Аничкова моста. В празднике приняли участие и разношёрстные дворовые коты, а неотразимый полицмейстер (Андрей Горбунов) строго и чётко в необходимых случаях наводил порядок. Всем этим действом продирижировал Кот Мурыч, и на вопрос к участникам спектакля, что в жизни является главным, последовал ответ – «Доброта».

Опера Сергея Баневича (на либретто Инги Бочановой) включает в себя, помимо музыкальных номеров, разговорный текст и хореографические композиции. Опера начинается с романтической фортепианной увертюры с вкраплением нот кошачьего мяуканья (замечательное исполнение концертмейстера Алексея Вяхирева). У всех персонажей — живописные костюмы, а художник по свету Валентин Байков и видеодизайнер Иван Смирнов внесли в спектакль свои художественные нюансы.

Отметим не только вокальное и актёрское мастерство певцов из Академии молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой (музыкальный руководитель постановки), но и их уважительное и трогательное отношение к детям.

После окончания спектакля малыши, которые во время действия стремились попасть на сцену, были приглашены актёрами для совместной съёмки. Это было ещё одно действие. Четырёхлетняя Мирослава с восторгом танцевала с Мусильдой. А совсем крошечный Тимофей, которому, как сказала его мама, «уже почти два года», искал своего тезку кота Тимофея, чтобы с ним сфотографироваться. Перед уходом дети ещё долго играли в театральном фойе и унесли в своих воспоминаниях этот незабываемый спектакль.

Автор фото — Валентин Барановский / Мариинский театр

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Мариинский театр

Персоналии

Сергей Баневич, Алексей Степанюк

просмотры: 928



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть