Русский характер

Концерт Владимира Маторина в ММДМ

Мария Жилкина, 17.04.2014 в 18:47

Владимир Анатольевич Маторин

Московский международный Дом музыки продолжает баловать любителей музыки звездными именами оперной сцены. 9 апреля 2014 года в камерном зале с успехом прошел концерт солиста Большого театра России Владимира Маторина. В концерте принимал участие Ансамбль народных инструментов «У камина» под руководством Игоря Сенина.

Выдающийся русский бас Владимир Анатольевич Маторин, карьера которого последние три десятилетия неразрывно связана с Большим театром, регулярно обращается к камерному русскому репертуару. Удивительно, но артист, во всех смыслах масштабный, с крупным голосом, выразительной фактурой и привычкой к ярким актерским краскам на оперной сцене,

способен мастерски перевоплощаться и под совсем иные задачи — исполнения вокальных миниатюр.

Удивляет и трудоспособность маститого возрастного певца: два десятка концертных номеров — русские романсы и песни, исполненные практически в режиме нон-стоп, с непродолжительными перерывами на инструментальные номера квартета «У камина» и антракт — и никакой видимой усталости!

Однако забыть, что перед нами оперный певец, все же не удавалось ни на минуту, и дело даже не только в мощности голоса. Сами эти романсы и песни, нередко числящиеся в сборниках как «русские народные», в действительности были написаны профессиональными композиторами в XIX — начале ХХ века. Сочинением песен и романсов не пренебрегали даже самые выдающиеся авторы русских опер.

В музыкальной литературе акцентируется внимание на том, как композиторы многое заимствовали из фольклора, но колоссальное обратное влияние как-то недооценено, а в советский период даже замалчивалось. В то же время, подтверждены факты, когда «народом» (в действительности же все равно какими-то известными или неизвестными авторами) сочинялся светский песенный текст на мелодии духовных песнопений Бортнянского или Веделя.

Нередко русифицировали и мотивы старинных итальянских оперных арий и мадригалов.

Если прислушаться, даже в самой запетой «Из-за острова на Стрежень», исполнявшейся и в этом концерте, можно отчетливо услышать мелодические ходы Винченцо Беллини. А добрая половина других «народных» произведений досконально соответствует принципам построения солирующей мелодии в барокко: опора на ступени трезвучия, обязательное после скачка вверх или вниз на большой интервал поступенчатое скольжение в противоположном направлении, опевания и мелизмы.

И если при бытовом исполнении любителями песни всего этого почти не заметно, то когда за этот репертуар берется звезда Большого театра — исторические оперные корни многих музыкальных тем обнажаются, и это отнюдь не минус.

Оперные артисты на камерной сцене имеют еще и неоспоримое преимущество актерского театрального опыта. Как никогда ярко это мы видим и на примере Маторина, чей драматический дар настолько богат и профессионально отшлифован, что словами впечатление не описать,

это практически прямая суггестия зрителю настроений, причем самых разных.

Не стоит думать, что наш знаменитый бас только красовался мощными нотами. Была в его пении и невероятно разгульная русская удаль, и что-то очень личное, тихое, камерно-меланхоличное, были и тонкая самоирония, и сокровенное обращение к какой-то высшей силе... Двадцать красочно оформленных номеров — это двадцать маленьких опер внутри, продуманных, композиционно выстроенных и логически завершенных.

К чести ансамбля «У камина», следует сказать, что ролью «коллективного аккомпаниатора» музыканты не ограничивались.

Квартет народных инструментов виртуозно исполнил и собственные номера на темы популярных песен и романсов.

На контрасте с мощью Маторина, их мастерство открыло другую сторону русского песенно-романсового жанра — хрустально-хрупкую, по-настоящему камерную.

Что же касается нашего основного героя-баса, он и общую линию программы выстроил на контрасте красок и настроений. И если «народные» песни («Из-за острова на Стрежень», «Степь да степь кругом», «Вот мчится тройка почтовая», «Вдоль по Питерской» и др.) в исполнении Маторина согрели именно традиционным, почти Шаляпинским прочтением, то романсы более академичного плана («Я вас любил», «Свидание», «Нет не тебя так пылко я люблю», «Колокольчики мои, цветики степные», «Гори, гори, моя звезда» и др.), напротив, прозвучали нестандартно, с несвойственной академистам трепетностью, задушевностью и внутренней широтой.

Ну а самыми удавшимися номерами, подлинными вокально-драматическими шедеврами, на вкус вашего корреспондента, стали два противоположных по настроению номера — величавая песня «Славное море, священный байкал» и комическая «Улица» Дюбюка.

Все-таки истинный лирический герой Маторина — это русский богатырь, в задумчивости ли, во хмельном ли веселье — неважно.

«Ну а что же вокальные недостатки?» — спросит нетерпеливый читатель оперной критики, — «не может же их сейчас совсем не быть у нашего ветерана?». Давайте оставим ловлю блох до другого, более подходящего случая. Русской песне, романсу не нужен занудный критик с микроскопом, важнее, был ли на сцене в достаточной мере выражен русский характер.

В нашем случае он был не просто показан, бас Маторина — это и есть вокальное воплощение русского характера.

реклама

вам может быть интересно

Итоги II тура конкурса Рихтера Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Театры и фестивали

Московский международный Дом музыки

Персоналии

Владимир Маторин

просмотры: 3055



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть