Вологодское хоровое кружево

Женский хор Уфимского училища искусств

В самом конце марта, который в нынешнем году выдался совершенно невесенним – зима никак не хотела отступать – в Вологде, в столице Русского Севера состоялся второй Всероссийский хоровой конкурс-фестиваль «Молодая классика». Смотр хоровых коллективов всея Руси длился всего три дня, но они запомнятся участникам и гостям надолго – северный край подарил им много душевного тепла и искреннего интереса, которые еще живы в России – интереса к хоровому пению, к хоровому искусству.

Инициатором проведения большого фестиваля студенческих, любительских и детских хоров стал председатель регионального отделения Союза композиторов России Михаил Гоголин, осуществивший свою идею при участии и поддержке мэра города Вологды Евгения Шулепова и управления культуры и историко-культурного наследия администрации города Вологды.

Второй Всероссийский хоровой фестиваль собрал в областном центре 26 коллективов и около тысячи участников. В течение трех дней на лучших сценах Вологды звучала хоровая музыка в исполнении гостей из многих городов России, провозглашая бессмертие древней русской традиции соборного пения и ярко демонстрируя неисчислимое богатство хоровых сочинений композиторов самых разных времен и народов.

Жюри конкурса возглавил профессор Московской консерватории, известный российский композитор, заслуженный деятель искусств и народный артист России Валерий Калистратов. Под его руководством профессиональные и компетентные судьи оценивали мастерство хоровых и ансамблевых коллективов – студенческих, любительских, детских. Выбор жюри практически не вызывает сомнений, поэтому необходимо назвать победителей хорового смотра во всех категориях.

В категории «Детские хоры и ансамбли» наилучшего результата, оцененного жюри первым местом, добилась Детская хоровая капелла из города Череповца Вологодской области под управлением Ларисы Костыренко. В категории «Студенческие (учебные) хоры и ансамбли» лучший результат показал Женский хор Уфимского училища искусств из Башкирии, возглавляемый Алевтиной Дерипаской. Правда, уфимские девушки получили только второе место в этой категории, а первое жюри не присудило никому. В категории «Любительские хоры и ансамбли» лучшим был признан московский «Жар-Сокол хор», руководимый профессором Любовью Жаровой.

Помимо конкурсной программы коллективы участвовали в гала-концертах открытия и закрытия вологодского смотра, давали сольные концерты в различных залах города (в филармонии, в областной библиотеке им. И. В. Бабушкина и др.), участвовали в творческих встречах, в мастер-классах с членами жюри, в особенности интересным оказался мастер-класс, проведенный самим композитором Калистратовым.

Были среди участников и те, кто, быть может, не добился наивысших результатов, но чье исполнение, тем не менее, запомнилось особо. В первую очередь это уже упомянутый женский хор из Уфы, не набравший максимального количества балов в общем зачете (его опередили все прочие лауреаты первых премий в отдельных категориях), но, при этом, воистину поразивший несколькими моментами. Во-первых, безупречным интонационным строем, слитностью звучания партий, идеальным унисоном, поразительным, виртуозным реагированием на руку своего дирижера – это была ювелирная хоровая работа, подобная плетению замысловатых шедевров вологодского кружевного искусства. Во-вторых, недюжинным артистизмом, особенно ярко проявившимся при исполнении национального башкирского репертуара.

И еще хочется отметить один коллектив – это московский хор «Элегия» под управлением Марины Алексеевой, занявший второе место в своей категории и четвертое место по общему зачету баллов. Любительский смешанный хор объединяет преимущественно в прошлом воспитанников всемирно знаменитого Московского детского хора «Весна», почти полвека возглавляемого талантливым музыкантом Александром Пономаревым. Коллектив отличает уникальный, мягкий в своей основе звук, прозрачность хоровой фактуры, высокая исполнительская культура и неизменный «весновский» стиль, более похожий на западные, нежели русские хоровые традиции. Интересен и репертуар коллектива, каждая миниатюра которого сделана с любовью и подается бережно и деликатно. В исполнении «Элегии» особенно запомнилась ренессансная шутка – «Контрапункт» А. Банкьери, исполненный с драйвом и изяществом одновременно.

В целом Вологодский форум дал необычайно широкую палитру хорового исполнительского искусства России, подтвердив до сих пор сохраняющуюся любовь к хоровому музицированию в нашей стране.

Вологда — Москва

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама