Экспериментальная «Иоланта»

Иван Фёдоров, 04.10.2009 в 13:57

Премьера «Иоланты» в Мариинском театре

В холодный дождливый понедельник на Театральной площади Петербурга наблюдалось необычное скопление дорогих автомобилей и выходящих из них роскошных дам и галантных кавалеров в вечерних туалетах. Вся эта блестящая публика, а иная, учитывая заоблачные цены на билеты, и подступиться не могла, устремлялась в Мариинский театр на главное событие осени. Оперой Чайковского «Иоланта» под управлением Валерия Гергиева с Анной Нетребко в заглавной партии открывался 227-й сезон.

Так уж устроена наша жизнь в последние времена, что значимость какого-либо события, артефакта определяется присутствием в нём известных, «раскрученных» имен-«брэндов». Именно этим фактором определяется медийный резонанс и рыночная стоимость любого мало-мальски значимого мероприятия. Вот почему имя Нетребко на премьерной афише уже само по себе обеспечивало повышенное внимание прессы, богачей разного толка и, что немаловажно в условиях финансового кризиса, аншлаг и хороший кассовый сбор.

«Иоланту» - последнюю оперу русского гения - поставила иностранная команда постановщиков (режиссер М. Трелинский, художник Б. Кудличка), что само по себе уже явилось смелым экспериментом. Но, как выяснилось, на этом эксперименты только начинались. Вместо павильона в готическом стиле и красивого сада с роскошной растительностью озадаченной публике было явлена некая комната-клетка с кроватью и единственной стеной посреди местности, переживающей последствия ядерной катастрофы.

Эта комната, больше похожая на больничную палату, и есть жизненное пространство слепой от рождения Иоланты. Вдоль её несуществующих стен она бродит, опекаемая любящим отцом и заботливыми сиделками, которых она принимает за подруг. Лишь один шаг отделяет Иоланту от незнакомого ей мира. Но какого? Мира оставленного, бездыханного, с висящими в воздухе голыми стволами деревьев и колючей проволокой вместо травы. Чёрно-белого мира, где о полевых цветах и звёздном небе напоминает лишь скудная видеографика.

И вот в этот апокалипсический ужас вторгаются двое юношей. Они не в скафандрах, но в легкомысленных спортивных курточках и с лыжами в руках, они – с другой планеты. Своей молодой энергией они преображают безжизненное пространство, привнося туда главное – любовь. Иоланте открывается истина, в ней просыпается желание совершить прыжок за пределы тщательно огороженного мирка, чтобы увидеть свет...

Главная героиня вечера – Анна Нетребко – не разочаровала своих поклонников, создав трепетный и нежный образ Иоланты. Голос певицы после рождения ребёнка стал более объёмным, не утратив полётности. К сожалению, певице по-прежнему недостает глубины, страстности, не удаётся перейти ту тонкую грань, которая отделяет искусное ремесленничество от подлинного искусства. Но не будем слишком строги к русской красавице – это под силу лишь великим артистам!

Выступление Сергея Скороходова (Водемон), к сожалению, не соответствовало общему уровню премьерного спектакля. Певцу явно недостает хорошей вокальной школы. Отсутствие единого тембрового звучания по всему диапазону, плохое legato не позволили певцу создать полноценный образ героя-любовника. Зато постоянно прогрессирующий молодой баритон Алексей Марков (Роберт) обладает всеми выше перечисленными навыками, которые в сочетании с ярким темпераментом и красивым тембром голоса выводят его на лидирующее положение в мариинской труппе. Эдем Умеров - певец с яркой артистической харизмой - создал убедительный образ мавританского врача Эбн-Хакиа.

Знаменитая ария короля Рене «Господь мой, если грешен я» в исполнении Сергея Алексашкина не сорвала аплодисментов публики. «Перекрытые», глухие верхние ноты, отсутствие полноценной кантилены наводят на мысль о том, что лучшие годы признанного баса, увы, позади. Оркестр и хор под управлением Валерия Гергиева отработали не без мелких огрехов, но в целом деликатно и профессионально, нигде в этой камерной опере не перетягивая одеяло на себя и не мешая слушателям полностью сосредоточиться на происходящем на сцене.

Экспериментальная постановка оперного шедевра соответствует духу сегодняшнего дня, и в этом заключается, пожалуй, единственное её достоинство. В ней есть многие черты катастрофы, которую почему-то именуют кризисом. Она дёшева и неэстетична, не имеет национальности; логика и взаимосвязи происходящих событий ведомы лишь её создателям. Но если от кризиса нам, в силу объективных обстоятельств, никуда не деться, то постановки подобного рода вполне можно обойти стороной.

Иван Фёдоров, operanews.ru

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Мариинский театр

Персоналии

Валерий Гергиев, Алексей Марков, Анна Нетребко

Произведения

Иоланта

просмотры: 4623



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть