Виртуозами не рождаются

Григорию Ковалевскому — 60

контрабасист Григорий Ковалевский

В наши студенческие годы контрабасисты считались консерваторскими бомжами: они размещались со своими мастодонистыми инструментами где-нибудь за буфетом, под лестницей. Бомжевал и будущий народный артист России, солист, а с недавних пор и директор знаменитых «Виртуозов Москвы», контрабасист Григорий Ковалевский. А ведь начинал он как «добропорядочный» виолончелист в ДМШ Свердловского района Москвы у замечательного педагога Е.М.Гендлина, просветителя, приобщавшего своих учеников к концертам лучших исполнителей. На одном из таких концертов Гриша Ковалевский познакомился с музыкантами Квартета им.Бородина и прикипел душой к виолончелисту Валентину Берлинскому.

«Тебе надо сыграть конкурс в симфонический оркестр», — посоветовал ему Берлинский. Григорий так и поступил и был принят в оркестр кинематографии, ставший для него трамплином в Большую Музыку, с которой он встретился в симфоническом оркестре Московской филармонии под руководством Кирилла Кондрашина.

Жизнь свела Ковалевского с большим числом выдающихся музыкантов. Он играл в знаменитом Камерном оркестре Рудольфа Баршая, участвовал в премьере 14-й симфонии Д.Шостаковича.

В 70-х годах Ковалевский часто сотрудничал с бородинцами, и этот период памятен тем, что он переиграл большое количество камерных произведений с такими выдающимися музыкантами, как Николай Петров, Владимир Крайнев, Белла Давидович.

Судьба благоволила Ковалевскому, сделав ему очередной подарок в виде оркестра «Виртуозы Москвы», идея создания которого родилась у его друга и сокурсника Владимира Спивакова еще в консерваторские годы. Тысячи гастрольных километров, концерты в самых престижных залах, а между всем этим нечастые, но такие желанные выступления в родной Москве, где публика ломилась на «Виртуозов», которые чувствовали, что разлука не только не вычеркнула их из памяти отечественных меломанов, но еще более укрепила любовь к ним. И все же каким бы оглушительным ни был зарубежный триумф спиваковцев, их все сильнее тянуло домой. Ковалевский знает, что Спиваков скуп на похвалы, и тем дороже для него слова, которые однажды сказал ему Владимир после исполнения «Грустного вальса» Сибелиуса: «Ты сыграл первую ноту пиццикато так, как мог бы сыграть только Давид Федорович Ойстрах».

В будущем году «Виртуозам Москвы» исполнится 25 лет. Григорий Ковалевский, которому Спиваков предложил недавно стать директором коллектива, считает, что у него два дня рождения: один по паспорту, а другой — по дате создания «Виртуозов Москвы», которым он посвятил лучшие годы своей жизни.

Евгений Эпштейн

реклама