От Распутина к Ленину

Премьера в театре «Геликон-опера»

Александр Матусевич, 06.10.2008 в 20:07

Фото: Михаил Гутерман

Поставить какую-нибудь оперу современного западного репертуара российские театры грозились уже давно. То проскальзывал слух, будто первый хитмейкер мира сэр Эндрю Ллойд Уэббер пишет что-то для одного из столичных театров. То кто-то из высокопоставленных чинов Большого как бы вскользь обмолвливался, что знаменитый Филип Гласс ведет переговоры с театром о создании новой оперы специально для него. Ходили разговоры и о контактах с Джоном Адамсом, автором блистательного «Никсона в Китае», и с Андре Превеном, создателем очень мелодичного опуса по «Трамваю “Желание”» Теннеси Уильямса… Однако всех, как впрочем нередко бывало и раньше, опередила неугомонная «Геликон-опера», предложив столичному зрителю американскую оперу на русскую тему.

«Распутин» Джея Риза был написан в конце 1980-х годов для Нью-йоркской городской оперы, которая, как известно, является вечным и чаще всего неудачным соперником знаменитой «Метрополитен-оперы» - при том, что располагаются обе труппы бок о бок в Линкольн-центре. Композитор посвятил сей опус великой певице Беверли Силс, которая целое десятилетие директорствовала во втором нью-йоркском театре. Риз самостоятельно написал либретто, положив в основу известные факты из жизни царской семьи предреволюционного периода. В версии Риза – Распутин, безусловно, самозванец и мистификатор, цель которого – власть, манипулирование августейшей четой в собственных интересах. Главный герой сам откровенно рассказывает об этом в своем монологе в конце первого акта, срывая с себя длинноволосый парик и накладные бороду и усы. А в его лжесвятости не приходится сомневаться, поскольку дважды в опере показано «таинство» секты хлыстов – разнузданная оргия со звероподобными воплями и многочисленными совокуплениями, центром которой оказывается сам «старец». Кроме того, между Феликсом Юсуповым и Распутиным существуют более, чем просто теплые отношения – откровенно гомосексуальный князь охотно принимает ухаживания «старца», видимо, чтоб вернее заманить того в ловушку.

Музыкальный материал ярок и оригинален: безусловно, это не подражательство или стилизация, а вполне самодостаточное, законченное произведение, изъясняющееся современным музыкальным языком, но не лишенное склонности к музыкально-историческим аллюзиям и реминисценциям – веристские страсти, фокстрот и цитаты из «Лебединого озера» так любимого последними Романовыми Чайковского замешаны в лихой звуковой коктейль. За редким исключением вокальные партии написаны удобно и сопровождаются вполне умеренной фактурой оркестра, что делает понятным текст (это крайне важно в новой, совершенно незнакомой опере), над русским вариантом которого потрудились Валентина Смирнова и Анна Булычёва. «Геликон» выставляет ровный состав исполнителей – звёзд с неба не хватают, но вполне приемлемы: лишь бесконечное «крупнопомольное голошение» Светланы Создателевой (Александра Федоровна) несколько утомляет, в то же время Сергею Костюку весьма удается роль слабовольного подкаблучника-царя не только актерски, но и вокально, а Феликс Юсупов в исполнении Дмитрия Хромова - истеричный интриган с бьющими через край эмоциями и великолепной пластикой (чего только стоит номер в кабаре!). Для Михаила Никанорова роль Распутина – безусловная удача: брутален, голосист, горящий взгляд – все на месте. Возможно, хотелось бы подбавить малость звучности в кульминационных моментах, но в целом работа впечатляет.

Как почти всегда в «Геликоне» ставил диковинную оперу главреж Бертман. Наклонный подиум являл собой гигантскую картонную кладку для яиц Фаберже, между которыми в первом акте сновали все – от хлыстов, до Романовых. Во втором, когда гигантские яйца были убраны, на их месте появились люки, из которых показывались излюбленные «геликоновские» руки. Финальная сцена оперы, уже после убийства самозваного пророка, демонстрирует нам торжество новой власти: из огромного яйца выскакивает Ленин в кумачовых одеждах и вещает через микрофон о гнилости монархического режима в России, в то время как «пролетарии» заполняют сцену и повторяют постоянно какие-то механистические движения – административно-командная система начинает свое победное шествие по стране.

Леонид Александров, Александр Матусевич

реклама

вам может быть интересно

Ave Майя! Балет

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Геликон-опера

Персоналии

Дмитрий Бертман

просмотры: 3492



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть