Римский-Корсаков и Плетнев: удачный тандем

Концертное исполнение «Майской ночи» Михаилом Плетневым и РНО

Александр Матусевич, 03.05.2008 в 13:51

Концертное исполнение «Майской ночи» Михаилом Плетневым и РНО

Столетие со дня смерти великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, которое приходится на конец июня сего года, на родине автора пятнадцати опер нельзя сказать, что собираются отметить уж как-нибудь заметно. Всерьез об этой дате в СМИ до сих пор заявлял лишь маэстро Гергиев, подчеркивая значение композитора в истории русской музыки и русской культуры в целом. Именно этому событию посвящено возобновление первой оперы Корсакова, "Псковитянки", на сцене Мариинского театра, которое состоялось в апреле и было включено в программу двух гергиевских фестивалей - Пасхального в Москве и "Звёзд белых ночей" в Петербурге. Остальные деятели отечественной культуры по сию пору хранят до обидного равнодушное молчание.

В первую очередь чего-то особого ждёшь от отечественных оперных театров, поскольку именно для развития оперного жанра композитор сделал больше всего. Столичные труппы в юбилейном году уделяют внимание творчеству Римского-Корсакова, но тоже весьма дозировано: в феврале Театр Станиславского выпустил редко идущую по нынешним временам "Майскую ночь", а Большой в апреле в далекой Италии представил "Сказание о невидимом граде Китеже" совместно с оперным театром города Кальяри, московская премьера этого спектакля ожидается только в октябре. Прямо скажем - не густо. Но и на том спасибо - случившийся четыре года назад 200-летний юбилей отца-основателя русской музыки Михаила Ивановича Глинки отметили и того скромнее: единственной в стране (и опять же в Мариинке) новой постановкой "Жизни за царя" в более чем спорной интерпретации Дмитрия Чернякова. На уровень общенациональных, на государственном уровне поддерживаемых торжеств, как то было, например, с 200-летним юбилеем Пушкина в 1999-м, события в мире академической музыки не тянут: и народ, и власть абсолютно глухи к музыкальной классике, умы россиян всерьёз волнуют, похоже, только успехи Димы Билана на "Евровидении".

В этой связи акция, учиненная Михаилом Плетневым и его Российским национальным оркестром в один из последних майских вечеров, выглядит как настоящее культуртрегерство. Концертное исполнение "Майской ночи" силами оркестра, Камерного хора Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина и приглашенных солистов состоялось в подмосковной усадьбе Архангельское - совсем по-европейски, на открытом воздухе, с элементами театрализации (правда совсем небольшими и очень условными). Опыт проведения подобных мероприятий в нашей стране по-прежнему минимален, поэтому неизбежны были технические накладки - от увы далекой от совершенства подзвучки (абсолютно необходимой, поскольку избранная площадка совершенно не обладает необходимыми акустическими свойствами), до пробок на подъездах к усадьбе и проблем с парковкой, по причине чего начало концерта отсрочилось более чем на полчаса. Мероприятие широко рекламировалось в СМИ, имена дирижера и исполнителя центральной мужской партии широко известны публике, и это дало свои результаты - несмотря на недешевые билеты (от полутора до десяти тысяч) и значительную удаленность от центра города, концертное исполнение (не спектакль!) далеко не самой известной и незаслуженно малопопулярной оперы композитора собрало внушительную аудиторию, среди зрителей было немало известных лиц.

"Майская ночь" принадлежит к ранним операм Римского-Корсакова и, тем не менее, здесь уже в полную силу проявилось гениальное оркестровое чутье композитора, его умение создавать многослойную и колористически богатую музыкальную ткань. Поэтому столь важна в этой опере, как впрочем, и во всех других корсаковских произведениях, роль оркестра - рядовой дирижер и рядовой коллектив просто не в состоянии раскрыть всех красот этой сложной и изысканной музыки, в лучшем случае зритель услышит пару-тройку красивых, мелодически выигрышных мест, но не сможет ощутить всю магию изощренной, рафинированной звукописи (за примерами далеко ходить не надо - именно такое ремесленное прочтение "Майской ночи" предложил несколькими месяцами ранее Феликс Коробов в Театре Станиславского). Михаил Плетнев в очередной раз подтвердил свою репутацию музыканта экстра-класса - он все видит, слышит, понимает, он способен без лишних эффектов и аффектов, в свойственной ему благородной манере музицирования представить шедевр именно шедевром, раскрыть всю глубину замысла композитора, сделать выпуклыми все те необыкновенные музыкальные красоты, которыми столь богата партитура. РНО и его шеф заслуживают воистину дифирамбов без тени иронии - сыгранность оркестровых групп, баланс между ними, все оркестровые соло (особенно запомнилось скрипичное соло в первом акте), единство музыкальных формы и содержания, тембральное богатство - вот лишь некоторые очевидные плюсы плетневского исполнения. Ясно, что дирижёру понятен язык композитора, ему есть, что сказать в этой музыке - после Евгения Светланова в Москве наконец заявил о себе дирижёр, способный осилить корсаковский стиль и донести до публики идеи самого плодовитого и разнообразного из кучкистов. Остается надеяться, что Плетнев еще не раз обратится к творениям классика.

Что касается других участников проекта, то здесь было не все так гладко. На роль казака Левко был приглашен поп-идол с оперным дипломом в кармане (красочный буклет утверждал, что он также окончил аспирантуру Московской консерватории с золотой медалью - абсолютный нонсенс!) Николай Басков, что обеспечило присутствие в числе слушателей Аллы Пугачевой, а также многочисленной армии его поклонниц, которые заваливали своего кумира букетами на протяжении почти всей оперы. В принципе экзамен на состоятельность в оперном жанре Басков сдал: и выученная партия не из легких, и ноты все "отоварены по-честному". Но до полноценного творчества еще далеко: верхний регистр напряженно однообразен, понимание образа очень условное, сценическое поведение весьма скованное - это и неуместное, преувеличенное комикование, и то, как Басков по-ученически робко "ловил" свои вступления, гипнотизируя дирижерскую палочку Плетнева, и то, как отчаянно он тактировал всем телом особенно в начале концерта, - всё явно говорило, что полноценной практики оперного исполнительства певец давно не имеет и все еще находится на уровне многообещающего дебютанта. А дебюту его на оперной сцене между тем без малого десять лет!

Все без исключения другие исполнители, вне зависимости от их реального стажа в оперном театре, по сравнению с Басковым выглядели просто мастодонтами - настолько естественно и профессионально они держались на сцене. Единственно, в чем уступали они своему коллеге с эстрадных подмостков, так это в умении пользоваться микрофоном. Больше всех здесь не повезло Анне Викторовой (Ганна) - ее красивое меццо не всегда можно было оценить в полном объеме. Викторова, не слишком успешно показавшаяся в прошлом году на конкурсе Чайковского (хотя и ставшая лауреатом), уже пела под управлением Плетнева, и ее Полина в новой габтовской "Пиковой даме" была признана многими как творческая удача молодой дебютантки. Ганну, пожалуй, тоже можно отнести к таковым - вокально это было очень качественно (даже несмотря на проблемы с подзвучкой), а сценически - весьма в характере лирико-романтической героини Римского-Корсакова: страсти-мордасти получились очень всамделишные и гоголевская красавица чем-то напоминала чувственную Карменситу. Лариса Рудакова, многолетняя едва ли не единственная Антонида Большого театра, предложила очень трогательное, лирически-обезоруживающее прочтение своей Панночки, и было это сделано весьма тонко, музыкально. Москве певица давно не предъявляла своих новых работ, и тем приятнее было услышать и увидеть ее в прекрасной вокальной и сценической форме.

Из ролей второго плана, которые главным образом связаны с комической составляющей оперы, хочется выделить работы двух признанных мастеров - Геннадия Беззубенкова (Голова) из Мариинки и Анатолия Лошака (Каленик) из Театра Станиславского Беззубенков в очередной раз предстал блестящим профессионалом, чей вокал стабилен, даже виртуозен (знаменитая скороговорка Головы в комическом трио из конца первого акта прозвучала необыкновенно лихо и в то же время очень точно в плане темпоритма, интонации и дикции). Для Лошака роль казака Каленика - давно освоенный, впетый и обыгранный материал: певец исполнял эту роль в 1990-х годах на Уэксфордском фестивале редких опер в Ирландии, а недавно блестяще представил ее и московской публике в постановке Александра Тителя в родном театре. На месте были и другие участники: кто лучше (Дмитрий Скориков - Писарь, Андрей Попов - Винокур), кто чуть менее удачно (Светлана Российская - Свояченица) освоившись в непростом музыкальном материале.

Не вполне удовлетворил консерваторский хор: звучности откровенно не хватало, все кульминации получились достаточно жидковатыми. Коллектив профессора Тевлина широко известен как интересный интерпретатор чисто хоровой музыки, в особенности опусов современных композиторов, но в данном контексте он был не слишком на своем месте: в классической русской опере требуется совершенно иной посыл звука и иная исполнительская манера. Не все ансамбли были идеальны, здесь явно есть над чем поработать солистам и дирижёру. Не вполне оправданны были купюры, замененные чтением отрывков из Гоголя (чтец - Авангард Леонтьев), хотя прикосновение к великой литературе в чистом виде и хорошем исполнении само по себе не могло не доставить удовольствия.

В целом плетневский проект можно признать удачным: главным образом благодаря работе самого дирижера и его безупречного коллектива. Но и подбор солистов в целом не вызывает нареканий - здесь были и явные попадания в десятку, и просто хорошие, профессиональные работы. Словом, опера в московских и подмосковных усадьбах - настоящий Клондайк для столичного оперного менеджмента, еще ждущий своего часа.

Павел Есин, Александр Матусевич

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

опера

Персоналии

Николай Басков, Михаил Плетнёв

Коллективы

Российский национальный оркестр

Произведения

Майская ночь

просмотры: 2532



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть