Урановые пули и лазерные пушки

На родине Моцарта поставили «Вольного стрелка»

Опера Карла Марии фон Вебера "Вольный стрелок" впервые прозвучала в 1821 году, день ее премьеры считается моментом рождения немецкой национальной оперы. Режиссер Фальк Рихтер приспособил это эпохальное творение к нашему времени, переписав разговорные диалоги и насытив зрелище атрибутами современного оперного спектакля: спецэффектами, кинофрагментами, обнаженной натурой и так далее. Работа постановщика не выявила новых смыслов в музыке "Вольного стрелка" и показалась столь же морально устаревшей, сколь и сама опера.

"Вольный стрелок" Вебера во многом противоположен "Армиде" Гайдна - еще одной премьере Зальцбургского фестиваля. Строгий классицизм Гайдна - антитеза роскошному романтизму Вебера. Шесть героев "Армиды" и полтора десятка персонажей "Вольного стрелка", в чьих отношениях удается разобраться далеко не сразу. В "Армиде" преобладают арии и дуэты, даже трио редки, тогда как "Вольный стрелок" невозможен без массовых сцен. Между новыми постановками опер столь же мало общего: режиссер Кристоф Лой удовольствовался в "Армиде" лаконичной сценографией - у Фалька Рихтера она необыкновенно богата. Однообразной и молчаливой массовке "Армиды" противостоит шумная и пестрая толпа "Вольного стрелка". "Армида"-2007 уважает букву и дух авторского текста, а "Вольный стрелок" 2007-го и здесь ведет себя крайне вольно. Спектакли схожи в одном: после обоих остается лишь пожать плечами, так как смотреть и слушать их скучно.

В случае с "Вольным стрелком" этого следовало ожидать тем менее, что запутанный сюжет оперы весьма динамичен и полон замысловатых поворотов. Максу, некогда первому стрелку деревни, не удается выиграть стрелковое состязание. Это ставит под угрозу его свадьбу с Агатой: право на руку девушки имеет только лучший стрелок. Максу предстоит новая попытка. Тем временем с войны возвращается коварный Каспар, который пообещал душу дьяволу в обмен на волшебные пули, поражающие любую цель. Время расплаты пришло, и Каспар надеется продать черту душу Макса вместо своей, для чего вовлекает вольного стрелка в изготовление супероружия. Наутро Макс делает судьбоносный выстрел, однако пуля попадает в злодея Каспара, а не в Агату, как того хотели силы зла, и отныне героям предстоит жить долго и счастливо.

Как утверждает Фальк Рихтер, "Вольный стрелок" ассоциируется у него с фильмом "Твин Пикс" Дэвида Линча, что и легло в основу работы над оперой. Режиссеру можно лишь поверить на слово: "Твин Пикс" полон иронии, тогда как спектакль Рихтера донельзя серьезен. Постановщик говорит, что видит "Вольного стрелка" как размышление о сложном процессе социализации: молодой человек не может жениться на любимой и стать полноценным членом общества, не пройдя ряд условностей. Однако партию Макса поет Петер Зайферт, исполнитель центральных ролей в операх Вагнера, - голос, фигура и амплуа артиста не имеют ничего общего с образом юноши, обдумывающего житье. А кинофрагменты, танцующая массовка, модернизированные диалоги не способствуют раскрытию музыки, звучащей под управлением Маркуса Штенца добротно и не более того.

Согласно обновленному либретто волшебные пули должны быть изготовлены из урана. Здесь постановщик сравнялся в мере своей фантазии с мультипликационным героем Бивисом, утверждавшим, будто "будущее - это лазерные пушки". На ум приходит уже не "Твин Пикс", а фильм "С широко закрытыми глазами": благословляя изготовление урановых пуль, демон Самиэль мрачно вершит торжественную церемонию. Его окружают едва одетые девушки, которых затем уводят зловещие фигуры в черных плащах. Сцена полна бутафорского дыма, но чем сильнее колдовство, тем жарче полыхает уже самый настоящий огонь, достигающий потолка, так что даже на галерке становится горячо. И в этом смысле исчерпывающей характеристикой постановки следует признать популярное среди пользователей интернета выражение "аццкий отжыг".

Илья Овчинников

реклама