Драка на военной кафедре

В Зальцбурге поставили «Армиду» Гайдна

20.08.2007 в 10:18

«Армида» открыла оперную программу нынешнего Зальцбургского фестиваля и первой же сошла со сцены, выдержав семь представлений. Лучшую оперу Гайдна, написанную для театра князя Эстерхази, ставили режиссер Кристоф Лой, сценограф Дик Бекер, драматург Анника Халлер. Дирижер - Айвор Болтон. Постановка произвела весьма смутное впечатление и едва ли что-то добавила к музыке, скорее наоборот.

Полгода назад в Зальцбурге прошла очередная Неделя Моцарта, в программе которой значительное место занимали симфонии Гайдна. Для слушателя, приехавшего из Москвы, они звучали особенно свежо: в России Гайдна до сих пор играют громко и размашисто, тогда как его музыка требует камерного, ансамблевого подхода. В адекватном исполнении симфонии Гайдна оказывали потрясающее воздействие, затмевая даже некоторые из симфоний Моцарта, также звучавших в те дни. Иное дело - опера, на этом поле Моцарт обыгрывает Гайдна вчистую: кроме "Армиды", сложно назвать с ходу другие гайдновские оперы, хотя за 29 лет службы у Эстерхази таковых появилось полтора десятка. И хотя "Армиду", впервые исполненную в 1784 году, современники называли лучшим сочинением Гайдна, ее драматургия явно уступает его симфониям, мессам, ораториям "Сотворение мира" и "Времена года". До их уровня, вероятно, возвысить "Армиду" может лишь маэстро Николаус Арнонкур, создавший эталонную запись оперы.

Гайдн не первый композитор, обратившийся к поэме Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим". По ее мотивам создано более 10 опер, причем название "Армида" носят минимум четыре из них. Музыка Гайдна переносит слушателей в Дамаск, осажденный крестоносцами. Гордость их войска, доблестный воин Ринальдо, околдован чарами волшебницы Армиды и собирается выступить на стороне врагов. Идрено, дядя Армиды, обещает герою руку племянницы и корону, если Ринальдо поможет сарацинам победить. Попутно Армида действительно влюбляется в Ринальдо, однако тому все же удается прийти в себя. Cделав после долгих колебаний правильный выбор между чувством и долгом, он возвращается к своим.

Условному сюжету, где действуют более или менее одномерные персонажи, сопутствует и вполне условная постановка. На сцене - громадный деревянный брус (справа), странного вида склад досок (в центре) и огромная наклонная плоскость с двумя намертво прикрепленными к ней креслами (слева). Вспоминается трехлетней давности зальцбургский спектакль "Cosi fan tutte" ("Так поступают все женщины"), действие которого происходило на сцене большего размера при еще меньшем, практически нулевом количестве декораций, а дирижер был не в пример слабее Айвора Болтона. Тем не менее драма четырех героев была настолько убедительно сыграна молодыми артистами и при том ни на секунду не теряла связи с драмой музыкальной, что слабость режиссуры отходила на второй план. Музыка "Армиды" в достойном исполнении оркестра "Моцартеума" сама по себе также убеждает, но действие не идет с ней рука об руку, оно оставляет чувство растерянности. И даже великолепный Михаэль Шаде, год назад блиставший в титульной партии в "Милосердии Тита", в роли Ринальдо мало похож на доблестного рыцаря и когда в отчаянии льет бензин на сцену и себе на голову, и когда освобождается от чар и покидает Армиду.

Армида в исполнении Аннетты Даш более убедительна, хотя все же не настолько, чтобы устремиться душой за героиней, забыв об условностях. Авторы спектакля могли бы сделать акцент не на метаниях персонажей, а на ситуации военного конфликта. Однако война в основном исчерпывается тем, что по сцене периодически пробегает массовка то в красных (крестоносцы), то в синих (сарацины) футболках. Ближе к финалу противники сходятся в рукопашной, похожей скорее на спортивно-акробатический этюд, а не на бой, от которого шел бы мороз по коже. А автору этих строк драка красных и синих напомнила годы обучения на военной кафедре МГУ, где изучалась фиктивная война зеленых с коричневыми - пожалуй, самая неожиданная ассоциация, которой можно было бы ждать от оперы Гайдна "Армида".

Илья Овчинников

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Зальцбургский фестиваль

Персоналии

Йозеф Гайдн

Произведения

Армида

просмотры: 2620



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть