Памятники старины

«Mala Punica» и «Il Giardino armonico» на «Декабрьских вечерах»

Старинная музыка в исполнении самых известных ансамблей давно уже стала неотъемлемой составляющей «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера», чьи программы, кажется, учитывают весь спектр направлений в классической музыке. В афише этого года был представлен весьма внушительный список имен, открывавшийся выступлением Алексея Любимова и ансамбля «Opus Posth» Татьяны Гринденко (в их программе французские клавесинисты соседствовали с композицией «Ночь в Галиции» В.Мартынова). По тому же принципу соединения старого и нового был построен вечер скандинавских гостей — группы «Ars Nova» под управлением Пола Хиллиера, включивших сочинения Пярта, Тавернера и Бёрда.

Запомнилось выступление ансамбля «Mala Punica» (что в переводе со старой латыни означает «Плод граната»), показавшего чрезвычайно изысканную программу мадригалов и инструментальных эстампи итальянских авторов рубежа XIV — XV веков. О таких композиторах, как Ф.Ландини, Чикония, Паоло ди Марко, нам известно больше из энциклопедий. Исполнение их композиций связано с изучением рукописей, практической реконструкцией манеры игры и пения. Особый вопрос — старые языки, будь то итальянский XV века или латынь, на которых написаны тексты вокальных опусов. «Mala Punica» как раз специализируется в этой области и достиг больших высот в интерпретации ренессансного наследия. Ансамбль существует с 1987 года и включает как певцов, так и инструменталистов во главе с художественным руководителем Педро Мемельсдорфом (блок-флейта).

Против обычной традиции фестиваля в программке выступления «Mala Punica» содержалась интересная аннотация программы, сориентировавшая слушателей в этой эзотерической музыке. В мадригалах Паоло ди Марко (он же Паоло ди Фиренца) большое значение имеет текст, детали которого подчеркиваются выразительными интонациями или скачками, а чисто фоническая сторона музыки представляет собой смешение привычных, почти тональных созвучий с жестковатыми модальными оборотами. В аннотации содержались краткие описания каждого из мадригалов, которые, кроме буколических или пасторальных мотивов (например, мадригал «Перелетная птица» посвящен картине галантной соколиной охоты), несут аллюзии на исторические, политические или куртуазные реалии современной, то есть XV века, ситуации. Эти подробности остались (без полного перевода), естественно, за кадром, и во время исполнения приходилось погружаться в абстрактно звучащую музыку, наслаждаясь, так сказать, ее чистым смыслом. Быть может, если бы солисты «Mala Punica» внесли элемент театрализации в свое выступление, то это способствовало бы большей легкости восприятия. А так, пусть они пели и играли замечательно, но мадригалы так и остались «вещью в себе» — прекрасными загадочными памятниками далекой эпохи.

Иное впечатление — от концерта ансамбля «Il Giardino armonico». Итальянские музыканты приезжают в Россию не в первый раз и давно уже стали любимцами московской публики. Секрет их успеха, вероятно, в том головокружительном мастерстве и сценическом обаянии, от которых просто дух захватывает. К сожалению, блестящий флейтист и руководитель ансамбля Джованни Антонини уже в Москве внезапно заболел, так что музыкантам пришлось скорректировать программу, названную «От Северного моря до Неаполитанского залива». В ней остались композиции только для различных струнных составов. Однако отсутствие шефа никак не сказалось на качестве игры, и даже ярче обозначило роль второго лидера ансамбля, великолепного Энрико Онофри (первая скрипка). Давно не приходилось слышать вживую такого фантастического владения барочной манерой игры, с массой нюансов, искусных украшений, которые маэстро, не задумываясь, импровизировал по ходу музыки. Его «фирменный» прием — тишайший звук, почти дематериализованный и в то же время отчетливо различимый. Как Онофри добивается такого эффекта — даже технологически представить сложно. Но результат впечатляет.

«Il Giardino armonico» сыграл сочинения композиторов разных эпох: от начала XVII до середины XVIII века. Две остроумные пьесы «Бергамаска» и «Битва» Самуэля Шейдта представили северонемецкую школу. В Сонате соль минор совсем неизвестного автора Пьетро Андреа Дзиани чувствовалось влияние неаполитанской школы: суровая патетика, обилие хроматических интонаций. Здесь «Il Giardino armonico» продемонстрировал особую манеру вибрато у скрипок, добиваясь микроинтервальных колебаний. Возникающий шлейф обертонов повисал в паузах, тщательно выслушанных и обыгранных музыкантами «Il Giardino armonico». Казалось, все пространство Белого зала ГМИИ окутано причудливыми созвучиями.

Как правило, в концертах «Il Giardino armonico» каждый из солистов имеет право голоса, поэтому после ансамблевых сонат наступил черед солирующей лютни. Этот инструмент в руках Луки Пьянки продемонстрировал свою деликатность, но при этом был прекрасно слышим во всех точках зала. Чуть сложнее было выстроить баланс в Лютневом концерте А.Вивальди, но отчасти музыкантам помог сам композитор. Например, в воздушной кантилене второй части он указал скрипкам использовать сурдины, чтобы оттенить тембр лютни. А завершилась программа Тройным концертом Вивальди фа мажор для трех скрипок, альта и континуо. Это был наглядный пример мастерства: узнаваемые мелодические клише, кочующие по многим сочинениям Вивальди, воспринимались свежо благодаря артистичной игре «Il Giardino armonico». Остается сожалеть, что форс-мажорные обстоятельства лишили возможности услышать и Дж.Антонини — когда теперь ждать звездных гостей? Разве что новый фестиваль старинной музыки «Антиквариум» поспособствует.

Евгения Кривицкая

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама