«Золушка» Россини: крепкий орешек

Александр Матусевич, 29.11.2006 в 02:17

Теодор Курентзис

Петь оперы Россини и безумно приятно, и безумно трудно одновременно. Приятно оттого, что красивы до умопомрачения, что эта затейливая и роскошная музыка нравится и публике, и исполнителям. Трудно, потому что стиль Россини требует от певца практически невозможного сочетания идеального звуковедения и экспрессии - если только вы в действительности хотите постичь подлинного Россини, а не превратить все замысловатые пассажи и украшения в банальные трюки. Пустое виртуозничанье в операх пезарского композитора господствовало на оперной сцене долгие годы, что давало повод высоколобым музыковедам усомниться в драматической ценности его опер, в способности его музыки выражать подлинные и глубокие чувства. Некоторые даже усматривали родство Россини с многочисленными композиторами 18-го века, писавшими в виртуозном стиле, идя на поводу у примадонн и премьеров-кастратов.

После Каллас это стало совершенно невозможно - она сумела вдохнуть в обветшалую романтическую оперу жизнь, раскрыв истинный смысл и значение ее форм и формул. Теперь техничное любование, не оплодотворенное мыслью и эмоцией, выглядит, по меньшей мере, старомодным.

В России музыку бельканто по-прежнему поют катастрофически мало. Если уж даже такие шедевры как "Норма", "Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток" представлены редкими, единичными постановками, то что говорить о стиле в целом. С творчеством Россини дело обстоит еще хуже: кроме "Севильского цирюльника" найти что-нибудь еще из богатейшего наследия композитора в репертуаре российских театров - задача не из легких. Разве что "Путешествие в Реймс" в Мариинском театре…

В какой-то мере такое положение пытаются компенсировать концертным исполнением его опер, что, однако, также случается не часто. В частности Владимир Понькин неоднократно исполнял в Москве такие шедевры как "Золушка" и "Моисей", пытаясь решить почти неразрешимую проблему - сыскать в Москве не то чтобы хороших россиниевских певцов, а хотя бы просто способных пристойно воплотить эту блестящую музыку. И вот в Первопрестольной предпринята новая попытка хоть как-то восполнить отсутствие музыки итальянского гения на российской оперной сцене - теперь уже силами преимущественно зарубежных певцов.

Выбранная для этого "Золушка" практически не имеет в нашей стране исполнительской традиции. В середине прошлого века она была записана на русском языке солистами Всесоюзного радио во главе с блистательной Зарой Долухановой. Несколько лет назад Экспериментальный музыкальный театр из Екатеринбурга привозил свою "Золушку" в Москву на фестиваль "Золотая маска", и Маргарита Мамсирова в титульной партии произвела неплохое впечатление. Но эти эпизодические постановки, конечно, не могли создать традицию, поэтому каждое новое обращение к этой опере - это, по сути, акт творческого героизма.

На сей раз на роль героя претендовал чрезвычайно модный в Москве греческий дирижёр Теодор Курентзис - именно он с помощью продюсерского центра "Классика Вива" сумел собрать команду вокалистов, которая достойно справилась с поставленной задачей. В значительной степени концертное исполнение предстало в виде спектакля - певцы активно передвигались по сцене, разыгрывали мизансцены и постоянно пытались включить публику в свое развеселое по преимуществу действо. Особенно в этом преуспели итальянцы Филиппо Мораче (Дон Маньифико) и Паоло Бордонья (Дандини) - впрочем, удивляться тут нечему, поскольку им эта роль предусмотрена их буффонным статусом. Остальные исполнители держались скромнее, однако это не умалило их вокальных достоинств.

Очевидное лидерство держала исполнительница заглавной партии Анна Бонитатибус. В январе сего года она уже предстала перед московской публикой в роли глюковского Орфея, дав понять, что ее претензии на барочный и классицистский репертуар более чем обоснованы.

В "Золушке" певице удалось раскрыться в полном блеске своего дарования - мягкое, теплое звучание, полнокровный нижний и также насыщенный средний регистры, уверенный верх, превосходная колоратурная техника… И очень простая, почти аскетичная, но не без изящества манера держаться на сцене - словом, настоящая золушка. Качество исполнения финального рондо - труднейшего во всем белькантовом репертуаре - без преувеличения вызывает восторг: легко, свободно, эмоционально. Я специально не слежу за тем, как развивается карьера Бонитатибус на Западе, насколько она востребована, вооружена ангажементами и разрекламирована. Тем проще составить объективную картину - безусловно, перед нами подлинная оперная звезда, певица, которая достойно смотрится даже на фоне своих великих предшественниц в этой партии, таких, например, как Симионато или Берганса.

Из остальных персонажей наиболее яркий, интересный вокал и харизматичное сценическое поведение продемонстрировали уже упоминавшийся Паоло Бордонья и англичанин Эндрю Фостер-Уильямс (Алидор). Отрадно констатировать, что приглашенные в проект российские вокалисты выглядели весьма достойно на фоне зарубежных коллег. Молодой тенор из "Геликона" Максим Миронов (принц Рамиро), в последнее время подвизающийся на итальянских сценах, был на высоте - звонкий, нежный, полетный лирический тенор, изящный и виртуозный, не потеряв ни одной из этих характеристик, справился с отнюдь немалым залом консерватории, порадовав свободным владением запредельными верхами и стилистическим чутьем. Cолистка Маринки Ольга Трифонова (Клоринда) по-настоящему распелась только ко второй половине оперы, но большую арию, которую обычно купируют, исполнила с блеском.

Эпатажный Теодор Курентзис на этот раз выглядел достаточно скромно - изысками интерпретации и не пахло, однако работа с вокалистами была достаточно аккуратной. И хотя оркестр "Музыка Вива", прямо скажем, не всегда был в ударе, звучал тускловато (особенно поначалу) и с многочисленными помарками, эту работу дирижера (в отличие от моцартовских премьер конца прошлого сезона, которые иначе как халтурой не назовешь) можно признать добротной и достойной уважения.

реклама

вам может быть интересно

Изощрённая простота Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Персоналии

Теодор Курентзис

Коллективы

Musica Viva

Произведения

Золушка

просмотры: 4478



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть