Подпольный жанр

К 140-летию оперетты в России

...При том, что медная монета
Звенит — не надо серебра!
При наших поисках добра,
При том, что — дождь, как из ведра,
Зачем России оперетта?!

Ю. Ряшенцев. «Размышление»

140 лет назад в России поселилась оперетта. Дама ветреная, блестящая, капризная, но милая сердцу русского человека. Странно, но именно в России оперетта прижилась, как ни в одной другой стране, ибо даже на ее родине, во Франции, нет ни одного театра, который бы специализировался только на постановках этого жанра, в Европе оперетту обычно играют в оперных театрах. Прижилась, как танец кадриль, который вряд ли кто вспоминает во Франции, однако в России до сих пор танцуют на сельских вечеринках.

9 апреля 1866 года в Петербурге, в Михайловском театре, состоялось первое представление оперетты в России. Это была «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха. Произошло это через два года после ее парижской премьеры. Играли французы. Но еще через два года, в 1868-м, «Прекрасную Елену» включил в свой репертуар Александринский театр, и в этом спектакле уже играли корифеи русской драматической сцены, блиставшие в пьесах Островского и Гоголя. А в Москве оперетту давали в Малом, причем иногда, для сборов, играли на сцене Большого. И даже такой актер, как легендарный Садовский, с удовольствием пел куплеты Аркадского принца в «Орфее в аду».

Между опереттой и Россией существует загадочная связь. Неслучайно, что удовольствие от посещения оперетты испытывал даже Лев Толстой. Вот запись из его дневника, датированная 1857 годом: «Пошел в „Bouffes Parisiens“. Истинно французское дело. Смешно. Комизм до того добродушный и без рефлексии, что ему все позволительно».

Одним из первых произведений «отца оперетты» Жака Оффенбаха была «Фантазия на русскую тему», Иоганн Штраус чуть было не женился на одной нашей соотечественнице, а роман с другой оставил неизгладимый след в его творчестве, и в числе героев знаменитой «Летучей мыши» есть русский князь Орловский. Первой опереттой Легара стала «Кукушка», действие которой происходило в далекой Сибири, и героями были каторжане, да и посольство в «Веселой вдове» по слухам первоначально было русским, а одна из последних его оперетт, «Царевич», рассказывала о судьбе сына Петра I царевича Алексея. Самый любимый в России опереточный композитор Кальман сначала написал «Принцессу цирка», действие которой происходит в России (имеется в виду оригинальная пьеса), а потом и вовсе женился на русской... Одним из первых театральных опытов великого Станиславского стала оперетка Салливена «Микадо», поставленная в летнем дачном театре, да и после создания МХТ Константина Сергеевича не покидали мечты об оперетте. Вот что вспоминает об этом писатель Валентин Катаев:

«Оперетку должны играть непременно большие, замечательные артисты, иначе ничего не получится. Жанр оперетки по плечу только настоящему актеру — мастеру своего дела. Вы знаете, кто мог бы великолепно играть оперетку? — спросил он лукаво.

— Кто?

— Наши, Качалов, например. Вы представляете себе, какой бы это был замечательный опереточный простак? А Книппер! Сногсшибательная гранд-дама. А Леонидов? Представляете себе, с его данными, какой бы он был злодей? А Москвин? Милостью божьей Буфф. Лучшего состава не сыщешь.

— Ну так за чем же дело? У вас в театре даже специальный зал есть, так и называется К.О. — комической оперы. Вот бы взяли бы, да и поставили какую-нибудь оперетку с Качаловым, Книппер, Леонидовым, Вишневским.

— Какую же оперетку? — озабоченно спросил Станиславский.

— Ну „Веселую вдову“.

Станиславский задумался

— Гм... Гм... Не получится.

— Почему же, Константин Сергеевич?

— Они не умеют петь».

Оперетта всегда была нужна русскому зрителю, неслучайно, когда из-за Первой мировой войны прекратилось поступление в Россию новых оперетт, наши моряки, увидев в Финляндии спектакль «Княгиня чардаша» в исполнении шведской труппы, пришли в гостиницу к исполнительнице главной роли Эльне Гистедт и потребовали либретто и клавир. Так на нашу землю пришла самая «русская» оперетта — «Сильва». Ходят легенды, что матросы революционного Петрограда маршировали под песню «Сильва, ты меня не любишь, Сильва, ты меня погубишь...». А вот факты документальные: «Сильву», как и многие другие оперетты, играли в блокадном Ленинграде.

С того дня, как оперетта пришла на русскую землю, прошло 140 лет. Казалось бы, дата по историческим меркам не круглая, и статья эта не ко времени. Но, боюсь, если подождать еще десять лет, говорить уже будет не о чем. Впрочем, оперетту старательно пытаются похоронить со дня ее рождения. Но, несмотря на то, что в России ее пытались похоронить с особым рвением, именно здесь, у нас, она живее всех живых. Живет себе, собирая полные залы обеих столиц и прочих российских городов, вопреки тому, что средства массовой информации предпочитают умалчивать о ее существовании. Знаете, как бывает? Встречаете старого знакомого, а он вас спрашивает: «А что, театр ваш еще работает?» — «Да, — отвечаете, — работает, а что?» — «Да раньше оперетта во всех праздничных передачах была, на всех правительственных концертах, под Новый год в „Голубых огоньках“ без нее не обходились... А сейчас...». Не правда ли напоминает слова Фирса из «Вишневого сада»: «В прежнее время, лет сорок — пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили...» Но ведь вишню до сих пор все едят. И в оперетту до сих пор ходят. И неплохо ходят, уверяю вас. Для сравнения можете посмотреть, как раскупаются билеты в драматические театры. Почему же она исчезла с так называемых голубых, как раньше говорили, экранов? (Сейчас так говорить нельзя — неправильно поймут.) Ответ прост: если наши отечественные поп-звезды могут платить десятки тысяч долларов за эфир, окупая потом эти траты участием в развлекательных программах казино и ночных клубов, то актерам оперетты взять эти деньги негде. Зато очень часто можно услышать: «Оперетта — это не формат!» А почему не формат? Потому что ее в том самом ящике с голубым экраном увидеть нельзя. Замкнутый круг. Была на телеканале «Культура» передача «С легким жанром», но по непонятным причинам теперь и ее нет. Так что у нас не жанр, а какая-то подпольная организация получается. Хотя нет, когда кто-нибудь из эстрадных звезд или политиков выпендриться хочет или пошутить, поют что-нибудь из оперетты. Арию мистера Икс, например, теперь на ТВ можно услышать исключительно в исполнении Жириновского. Только все это напоминает старый анекдот «Мань, тебе Карузо нравится?» — «Да что ты, мне Вася вчера напел, такая гадость!» Потому что забывают люди истину: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать — пирожник...». Каждое дело должен делать профессионал, вы ведь не позовете сантехника роды принимать?

Сейчас вопреки всему оперетта посещается и, что приятно, приобретает новых адептов. Однажды, пригласив на спектакль двадцатилетнего сына своего знакомого, после я услышал благодарность, которая мне надолго запомнится: «Оперетта — это так здорово! Это даже лучше, чем в боулинг сходить!»

Герард ВАСИЛЬЕВ
народный артист России
президент Фонда по сохранению и развитию жанра оперетты

реклама