Асмик Папян: голос для Верди

Асмик Папян

Первоначально в концерте, поименованном в афишах «Голоса Армении», предполагалось также участие Гегама Григоряна, Айка Мартиросяна и Родиона Погосова, но в итоге осталась одна Асмик Папян. К сожалению, концерт почти не рекламировался, и в результате Светлановский зал Дома музыки едва заполнился наполовину. При такой ситуации объявление «выступает звезда мировой оперной сцены» воспринималось как несвоевременное и неуместное. Лучше бы написали эти слова на баннерах и растяжках (которых не было), использовали их в рекламных роликах на радио и TV — глядишь, и собрали бы полный зал...

Между тем Асмик Папян на самом деле входит в число мировых оперных звезд, хоть и не самой первой величины, выступала на многих прославленных сценах со знаменитыми дирижерами и партнерами. Пела она и в Москве, и в Петербурге (куда ее постоянно приглашает для участия в своих проектах Валерий Гергиев).

Программа нынешнего концерта была целиком посвящена итальянской оперной музыке, начиная от романтического бельканто и далее через Верди к веризму. И если каватина Нормы не произвела особого впечатления, похоже, послужив певице лишь для настройки голоса, то в вердиевском репертуаре она продемонстрировала действительно звездный уровень. Знаменитое «Pace, mio Dio» из «Силы судьбы» и еще в большей степени ария другой Леоноры, из «Трубадура», партию которой сегодня во всем мире способны по-настоящему спеть две-три певицы, позволяют говорить о Папян как о первоклассном вердиевском сопрано. Жаль, что вердиевских арий было всего две, тогда как веристские заняли все второе отделение. Конечно, и здесь были свои вершины — прежде всего ария сестры Анджелики из одноименной оперы Пуччини, но в целом природа голоса и темперамента Асмик Папян гораздо менее подходит к этому репертуару, нежели к Верди, для которого она прямо создана.

Асмик Папян пела в сопровождении Национального филармонического оркестра России, которым в этот вечер дирижировал Эдуард Топчян. Под его управлением прозвучали также увертюры к «Вильгельму Теллю» Россини и «Силе судьбы» Верди, интермеццо из «Манон Леско» Пуччини. Первая (и наиболее трудная) прозвучала далеко не безупречно, хоть и темпераментно. Россини пока еще не принадлежит к числу ноу-хау НФОР, и на него явно требовалось больше репетиционного времени. Зато увертюра к «Силе судьбы» была сыграна великолепно. Топчян превосходно чувствует стихию вердиевского мелоса и умеет добиваться единства формы. Интермеццо Пуччини в целом также прозвучало удачно.

В заключение хотелось бы отметить то обстоятельство, что голос Асмик Папян, который не назовешь слишком уж объемным, заполнял Светлановский зал Дома музыки без особых усилий (и усилителей). А ведь еще совсем недавно здешняя акустика была наименее благоприятной как раз для певцов. Как говорится, позитивные сдвиги налицо.

Дмитрий Морозов

реклама