«Адриана Лекуврёр» в Ковент-Гардене

Королевская опера празднует 25-ю годовщину международного дебюта румынской сопрано Анджелы Георгиу возобновлением известной постановки Дэвида Маквикара 2010 года оперы «Адрианы Лекуврёр».

В Ковент-Гардене «Адриана» находилась в забвении почти сотню лет. А тем, не менее, вещь это совершенно замечательная. В основу ее сюжета легла реальная история и судьба ведущей актрисы XVIII века из французского театра «Комеди Франсез». «Адриана...» считается лучшей оперой итальянского композитора Франческо Чилеа и вошла в мировой фонд оперной классики.

Ее премьера прошла с триумфальным успехом в 1902 году в Милане, тут же ее поставили во многих театрах Европы, даже в Буэнос-Айресе, в 1903 — итальянской труппой в Одессе, а в 1906 — уже в Петербурге. А потом... о ней забыли все!

Это мелодрама. Это любовный треугольник, это ревность,

но не просто влюбленной женщины, но властной принцессы Бульонской, не желающей делить своего любовника, вместо благодарности способной на жестокость и убийство.

В лучших оперных традициях бедная актриса умирает на руках своего возлюбленного сразу после того, как молодой офицер Маурицио, он же граф Саксонский, сделал ей предложение. Отравленные увядшие фиалки, когда-та подаренные ему Адрианой, вернулись к ней после прикосновений к ним мстительной соперницы.

Я пишу эти строки, и прекрасно представляю своего самого иронического читателя, который может быть именно в этот момент думает: «Она это серьезно или...?»

Совершенно серьезно!

Эта история настолько трогательна, что, когда в зале гаснет свет, теряешь ощущение времени, забываешь, что на дворе — XXI век.

Кажется, что ты во французском театрике времен Людовика XV, когда на сцене ставили трагедии Расина. Сказочные костюмы Бриджитт Рейффенстуэль только дополняют этот эффект, а балет XVIII века — манерный, примитивный — воспринимается сегодня как абсолютный архаизм и трогательная пародия, однако очень эффектно убеждает нас в реальности происходящего.

Опера начинается с реалистической картинки гримерных театра «Комеди Франсез» 1720 года на фоне огромного фасада театра, занимающего почти всё пространство на сцене, у подножия которого копошатся, ссорятся, флиртуют его служители. Маквикар прекрасно понимает, как заполнить сцену, и остроумно использует масштабную модель «Комеди Франсез»: небольшие передвижения, изменение ракурса декораций позволяют ему переносить акцент с одной детали на другую (сценография Чарльза Эдвардса, свет Адама Сильвермана). «Должно быть ощущение, что это — игрушечный театр Адрианы: ее способ убежать в мир мечты».

Но параллельно режиссер Дэвид Маквикар разрабатывает другую тему —

как искусство и реальность переплетаются в жизни Дивы.

Анджела Георгиу, которая исполняла главную роль и семь лет назад, просто «купается» в любви и заботе, в тонкой поддержке канадского бас-баритона Джеральда Финли в роли Мишонне — режиссера театра, старого друга, безмолвно и безответно влюбленного в нее.

Георгиу, при том, что у нее «маленький голос», о чем любят напоминать английские критики, очаровывает в этой постановке. Она и сама по себе — Дива, и играть известную актрису из прошлого, для нее так же естественно, как дышать. Прекрасно продуманная театрализованная постановка позволила раскрыть ее мощное актерское начало. То, как она пела, подчеркивая все нюансы арии, выразительно фразируя, явно тронуло зрителей.

В этот вечер Королевская опера скорее напоминала Ла Скала. Отдельные «браво!», доносящиеся из разных концов партера и балконов, были, пожалуй, лучшей наградой ее исполнению.

Сочное меццо-сопрано дебютантки Ковент-Гардена, солистки Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ксении Дудниковой звучало убедительно, в нижнем регистре чувствовалась ее неумолимая власть и надменность, а сама певица уверенно сыграла беспощадную соперницу Адрианы, принцессу Бульонскую.

Английские критики назвали русскую певицу яркой исполнительницей и настоящей находкой.

По их мнению, её «обольстительный голос» передаёт все оттенки образа.

Американский певец Брайан Джагд — обладатель зычного, немного жесткого тенора преуспел в роли Маурицио. Голос молодого американца вырос в силе и тембральной красоте с момента его последнего выступления (он пел здесь Пинкертона). В нем чувствуется огромный потенциал!

Красивая музыка Франческо Чилеа в исполнении оркестра Королевской оперы (дирижер — Дэниэл Орен) трогает сердце и волнует душу. Хотя в самом начале, когда на сцене одновременно, с короткими фразами, выступали семь певцов, оркестр спешил, сбивался со счета, доставив, полагаю, не очень приятные моменты поющим. Но уже к концу первого акта дирижер полностью контролировал оркестр, а

второй акт был исполнен восхитительно. Великие страсти Чилеа — прозвучали!

В антракте между зрителями завязался спонтанный разговор. Сдерживать эмоции было просто невозможно. Оказалось, они, мои соседи слева и справа, впервые слушали «Адриану». Она ведь в Ковент-Гардене появлялась до этого только дважды: в 1906 и в 2010. Мы сошлись во мнении, что малоизвестная, а лучше сказать неизвестная музыка Франческо Чилеа стала для нас открытием.

Уже когда в зале погас свет, моя соседка завершила нашу беседу: «Какая это привилегия — быть здесь сегодня!»

Мне было трудно с ней не согласиться.

Фото: Catherine Ashmore

реклама