На рубеже XVIII-XIX веков в Воронеже был создан городской театр. Одним из компонентов постановок являлись и танцы, которые способствовали раскрытию характеров, образов, созданию более ярких спектаклей. Многие русские актеры не только были драматическими артистами, но и прекрасно исполняли различные танцы, прежде всего русские и украинские. Среди них выделялся воспитанник московской театральной школы, характерный артист И. Шванн. Он поставил в середине XIX века многие романтические балеты на сцене воронежского театра, где в эти годы существовала небольшая балетная труппа. В Воронеже довольно часто выступали петербургские и московские балетные знаменитости того времени: Т. П. Смирнова-Невахович, А. Н. Богданов, И. А. Ермолов, Д. И. Кузнецов и др. Именно на воронежской сцене знаменитая русская балерина Елена Ивановна Андреянова в 1854 году осуществила постановку первого балета на пушкинский сюжет «Бахчисарайский фонтан». В Воронеже в конце XIX — начале XX века гастролировали М. М. Петипа, Е. В. Гельцер, Е. А. Смирнова, Б. Г. Романов, В. В. Кригер и многие другие мастера русского балета.
В 1918 году в Воронеже открылся оперно-балетно-драматический «Свободный театр» по типу московского марджановского театра, где трудились столичные танцовщики и балетмейстеры М. Г. Дысковский, Н. В. Кирсанова, М. Ф. Моисеев, М. Ф. Нижинская, К. А. Трунов, Ю. А. Барто и другие. Впервые в городе были открыты Высшие театральные мастерские (Институт театрального искусства) с балетным отделением. Педагогами этого первого хореографического учебного заведения были мастера балета «Свободного театра». На балетном отделении института (училища) в разные годы обучалось от 30 до 50 человек, многие из которых в будущем сыграли большую роль в создании воронежского балета. После реорганизации в 1922 году института в среднее учебное заведение (закрыто балетное отделение) Константин Трунов и Юлия Барто открыли частную балетную школу имени А. И. Собещанской, которая, к сожалению, просуществовала недолго из-за материальных трудностей.
В конце 20-х — начале 30-х годов ХХ века в Воронеже работали балетные школы под руководством Т. Л. Сапитон и В. С. Васге.
В 1936 году на базе балетной школы в Воронеже была открыта балетная студия, которой руководили Васса Васге и Клавдия Сахарова. Студия обучала более 30 учеников. Проходили выступления учащихся на различных площадках города. Будущие профессиональные танцовщики участвовали в оперных постановках Воронежского музыкального училища. Постепенно увеличивалось число учащихся балетной студии.
29 и 30 мая 1938 года студией был поставлен балет в трех актах «Коппелия» Л. Делиба, балетмейстеры Клавдия Сахарова и Александр Вронский. И тогда же студия была преобразована в Воронежское областное хореографическое училище.
Местная газета «Коммуна» писала: «Спектакль показал, что в Воронеже есть много молодых, растущих талантов...» С конца мая 1938 года и ведет свою историю Воронежское хореографическое училище.
Первым художественным руководителем училища был приглашен солист балета Мариинского театра, профессор Петербургской консерватории, замечательный педагог, режиссер и балетмейстер Валентин Иванович Пресняков, который совместно с Сахаровой и Вронским уже в 1939 году постановил балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро». В 1939 году училище было преобразовано в Воронежское государственное хореографическое училище. Здание располагалось по адресу: улица 11 Мая, дом 26 (Дворец пионеров на углу пр. Революции и ул. Ст. Разина. Разрушен во время войны).
Уже осенью 1939 года лучшие выпускники хореографического училища пополнили балетную труппу Воронежского театра Музыкальной комедии. В училище были поставлены балеты: "Лебединое озеро" П. Чайковского (1939г.), "Фея кукол" Й. Байера (1940), "Тщетная предосторожность" П. Гертеля, "Половецкие пляски из оперы "Князь Игорь" А. Бородина (1941 г.) Учащиеся выступали с концертами во многих уголках Воронеже и других областях Черноземья.
Сразу же после окончания войны Александр Иванович Вронский предпринял попытку возродить Воронежское хореографическое училище. В 1945-1946 годах хореографическое училище работало на базе Воронежского музыкального училища. В это время преподавали А.И. Вронский, Е.Д. Эджубова. Из-за нехватки помещений хореографическое училище было закрыто.
Открытие Воронежского хореографического училища произошло только в 1959 году, благодаря усилиям уроженца Воронежского края, бывшего танцовщика московского Большого театра, балетмейстера, одного из основателей Воронежского русского народного хора, Народного артиста России Михаила Степановича Чернышова и Юлии Барто. В старинном здании по ул. Коммунаров, 36, было заново открыто Воронежское государственное хореографическое училище. После конкурсного отбора был набран экспериментальный класс мальчиков и девочек из 24 человек, с шестилетним сроком обучения. А уже на следующий год в училище было создано и народное отделение. С самого первого дня учащиеся без отрыва от учебного процесса проходили производственную практику в Воронежском театре Музыкальной комедии (Воронежский музыкальный театр) и Воронежском русском народном хоре. Первый выпуск Воронежского хореографического училища состоялся в 1965 году. Молодые танцовщики пополнили многие хореографические коллективы страны и в первую очередь открывшийся в 1961 году Воронежский музыкальный театр.
Для преподавания в училище Михаил Чернышов привлекал лучшие педагогические силы. В разные годы в Воронежском училище преподавали известные мастера хореографического искусства: К. Муллер, Л. и В. Кадыковы, Л. Глазьева, В. Гансон, В. Савельев, Л. Таубэ, В. Наваева, Н. Орешкевич, Е. Руденко, В. Филиппова, К. Есаулова, А. Кулаева, И. Корнеева, Л. Медведева, Л. Полякова, Д. Арипова, В. Слыханова, В. Пак, О. Шаройко, П. Силкин, С. Гребенникова, С. Дорофеева и др. Многие годы своей жизни отдала училищу Народная артистка РСФСР Набиля Валитова, подготовившая немало прекрасных талантливых балерин.
Источник: balletvrn.ru