Сигрид Онегин (швед. Sigrid Onégin; урожд. Хоффман) — шведское контральто, родилась в 1889 году в Стокгольме. Ее родителями были немец и француженка. В молодости она брала уроки у знаменитой Лилли Леман. Впервые выступила на оперной сцене под именем Лилли Хоффманн в 1912 году в Штутгарте как Кармен. Ее дебют был столь впечатляющим, что в том же году она удостоилась чести спеть эту партию в спектакле с самим Энрико Карузо, совершавшим гастрольный тур по Германии и прибывшим в Штутгарт для награждения золотой медалью на ленте Фридриха Великого, которую ему вручил Король Вюртембергский Вильгельм. Услыхавший певицу Рихард Штраус, готовивший в это время в Штутгарте премьеру своей оперы «Ариадна на Наксосе», тут же пригласил ее исполнить в его опере партию нимфы Дриады.
После 1913 года Хоффманн выступала под сценическим именем Онегин. История этого псевдонима — сама по себе весьма интересная и экзотическая — имеет русский след. Артистка была связана узами близкой дружбы с талантливой немецкой пианисткой и композитором Агнес Элизабет Овербек. Эта Овербек, в свою очередь, имела русские корни и по утверждению ряда авторитетных источников (например, Большого словаря певцов K. J. Kutsch — Leo Riemens) приходилась внучатой племянницей композитору Алексею Федоровичу Львову, автору гимна «Боже, царя храни». Овербек в своей карьере использовала псевдоним Евгений Б. Онегин, который и позаимствовала Хоффман. Кстати, в России Овербек была известна также под именем баронессы Елизаветы фон Овербек и имела успех как композитор (в Александринском театре ставились трагедии Софокла в переводе Мережковского с ее музыкой), тесно общалась с русской художественной элитой, в частности, была дружна с Зинаидой Гиппиус, посвятившей ей ряд стихотворений.
Вернемся к Онегин. Ее карьера развивалась весьма успешно. В 1919–22 она пела в Баварской Опере, а в 1922–24 вышла на сцену Метрополитен-Опера, дебютировав в роли Амнерис. Газете «Нью-Йорк таймс» писала о ней так: «Певица явила нам образ величественной женщины, полной яркого темпераментного огня». Критики также отмечали в ней «удивительную интенсивность трагического чувства», «благородство голоса» и «большой стиль».
В 1926–1931 Онегин выступала в Городской Опере Берлина. Гастролировала также в Гранд-Опера, Ковент-Гардене. Среди самых ярких страниц ее карьеры — грандиозный концерт в Карнеги-Холле с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского в 1922 году, после чего ее и пригласили на главную американскую сцену, а также берлинские триумфы в партиях Леди Макбет в одноименной опере Верди и Эболи в «Дон Карлосе». В 1934 певица возвращается в Америку, чтобы с блеском исполнить заглавную партию в опере Сен-Санса «Самсон и Далила».
Последние годы жизни певица провела в Швейцарии, где и скончалась 16 июня 1943 года. Ее последнее выступление на сцене состоялось в Цюрихе в сентябре 1942 года. Свою жизнь Онегин описала в книге «Рапсодия для альта. Жизнь и творчество Сигрид Онегин».
Онегин — обладательница уникального подвижного и гибкого голоса аристократического холодноватого тона, тонкой совершенной выделки, а также невероятной техники (ее трели поражали своей четкостью) и уникального трехоктавного диапазона. Она была выдающимся интерпретатором вердиевских партий (Амнерис, Эболи, Ульрика, Леди Макбет), пела на Зальцбургском фестивале глюковского Орфея с Бруно Вальтером и там же партию альта в Мессе Баха. Участвовала в постановках вагнеровских опер в Байройте (Фрика, Вальтраута, 1-я Норна). Записала ряд арий для колоратурного меццо, вошедших в историю, как совершеннейшие непревзойденные образцы вокального искусства эры звукозаписи. Среди них — арии Орфея из «Орфея и Эвридики» Глюка, Фидес из «Пророка» Мейербера, Леоноры из «Фаворитки» Доницетти, бриндизи Орсини из «Лукреции Борджа» Доницетти и многие другие.
Е. Цодоков