Issay Dobrowen
Настоящие имя и фамилия — Ицхок Зорахович Барабейчик. В 5-летнем возрасте выступил как пианист. В 1901-11 учился в Московской консерватории у A. А. Ярошевского, К. Н. Игумнова (по классу фортепиано). В 1911-12 совершенствовался в Школе высшего мастерства при Академии музыки и сценического искусства в Вене у Л. Годовского. В 1917-21 профессор Московского филармонического училища по классу фортепиано.
Как дирижёр дебютировал в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской (1919), дирижировал в Большом театре в Москве (1921-22). Играл для B. И. Ленина в доме у Е. П. Пешковой концертную программу, в т. ч. сонату Л. Бетховена «Аппассионата». С 1923 жил за границей, выступал как дирижёр в симфонических концертах и оперных театрах (в т. ч. Дрезденской государственной опере, где в 1923 дирижировал 1-й постановкой в Германии «Бориса Годунова»). В 1924 1-й дирижёр Большой народной оперы в Берлине и руководитель Дрезденских филармонических концертов. В 1927-28 музыкальный директор Государственной оперы в Софии. В 1930 главный дирижёр «Музеумсконцерта» во Франкфурте-на-Майне.
В 1931-35 руководитель симфонического оркестра в Сан-Франциско (2 сезона), выступал с многими оркестрами, в т. ч. Миннеаполиса, Нью-Йорка, Филадельфии. Гастролировал как дирижёр в различных странах Европы, в т. ч. в Италии, Венгрии, Швеции (в 1941-45 руководил Королевской оперой в Стокгольме). С 1948 выступал в театре «Ла Скала» (Милан).
Добровейн отличался высокой музыкальной культурой, мастерским владением оркестром, исключительным чувством ритма, артистичностью и ярким темпераментом. Автор многочисленных произведений в духе романтиков и А. Н. Скрябина, среди них поэмы, баллады, танцы и другие пьесы для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром; 2 сонаты для фортепиано (2-я посвящена Скрябину) и 2 для скрипки с фортепиано; скрипичные пьесы (с фортепиано); романсы, театральная музыка.
В нашей стране Добровейна знают прежде всего как пианиста. Выпускник Московской консерватории, воспитанник Танеева и Игумнова, он совершенствовался в Вене у Л. Годовского и быстро приобрел европейскую известность. Уже в советское время Добровейну выпала честь играть на квартире у Горького Владимиру Ильичу Ленину, который высоко оценил его искусство. Артист на всю жизнь сохранил память о встрече с Лениным. Много лет спустя, отдавая дань великому вождю революции, Добровейн дирижировал в Берлине концертом, устроенным советским посольством в день годовщины со дня смерти Ильича...
Как дирижер Добровейн дебютировал в 1919 году за пультом Большого театра. Успех рос очень быстро, и через три года его пригласили в Дрезден дирижировать спектаклями оперного театра. С тех пор три десятилетия — до самой смерти — Добровейн провел за границей, в непрерывных скитаниях и гастрольных поездках. Повсюду его знали и ценили прежде всего как горячего пропагандиста и превосходного интерпретатора русской музыки. Еще в Дрездене настоящий триумф принесла ему постановка «Бориса Годунова» — первая на немецкой сцене. Затем он повторил этот успех в Берлине, а много позже — после второй мировой войны — Тосканини пригласил Добровейна в «Ла Скала», где тот на протяжении трех сезонов (1949—1951) дирижировал «Борисом Годуновым», «Хованщиной», «Князем Игорем», «Китежем», «Жар-птицей», «Шехеразадой»...
Добровейн объездил весь мир. Он дирижировал в театрах и концертных залах Рима, Венеции, Будапешта, Стокгольма, Софии, Осло, Хельсинки, Нью-Йорка, Сан-Франциско и десятков других городов. В 30-х годах артист некоторое время работал в Америке, но не сумел прижиться в мире музыкального бизнеса и при первой же возможности вернулся в Европу. Последние полтора десятилетия Добровейн в основном жил в Швеции, возглавлял театр и оркестр в Гётеборге, регулярно выступая в Стокгольме и других городах Скандинавии и всей Европы. В эти годы им сделаны многие записи на пластинки произведений русской музыки (в том числе концертов Метнера с автором в качестве солиста), а также симфоний Брамса. Эти записи дают возможность почувствовать, в чем был секрет артистического обаяния дирижера: его трактовка привлекает свежестью, эмоциональной непосредственностью, эффектностью, порой, впрочем, носившей несколько внешний характер. Добровейн был разносторонне одаренным человеком. Работая в оперных театрах Европы, он показал себя не только первоклассным дирижером, но и одаренным режиссером. Его перу принадлежит опера «1001 ночь» и ряд фортепианных сочинений.
"Современные дирижеры", М. 1969.