Victor De Sabata
Дирижировать Де Сабата начал необычайно рано: уже в десять лет он поступил в Миланскую консерваторию, а два года спустя руководил оркестром, который исполнял его оркестровые произведения в консерваторском концерте. Однако известность ему вначале принесли не артистические успехи, а композиторские: в 1911 году он окончил консерваторию, и его оркестровая сюита стала исполняться не только в Италии, но и за рубежом (в том числе и в России). Сабата и в дальнейшем много времени отдает композиции. Его перу принадлежат оркестровые сочинения и оперы, струнные квартеты и вокальные миниатюры. Но главное для него — дирижирование, и прежде всего в оперном театре. Начав активную исполнительскую деятельность, дирижер работал в театрах Турина, Триеста, Болоньи, Брюсселя, Варшавы, Монте-Карло и к середине двадцатых годов уже получил широкое признание. В 1927 году он занял пост главного дирижера театра «Ла Скала», и здесь он прославился как великолепный интерпретатор классических итальянских опер, а также произведений Верди и веристов. С его именем связаны премьеры многих сочинений Респиги и других ведущих итальянских композиторов.
В тот же период Де Сабата особенно интенсивно гастролирует. Он выступает на Флорентийском, Зальцбургском и Байрёйтском фестивалях, с триумфом ставит в Вене «Отелло» и «Аиду», дирижирует спектаклями «Метрополитен-опера» и Стокгольмской королевской оперы, «Ковент-Гардена» и «Гранд-Опера». Дирижерская манера артиста была необычна и вызывала много споров. «Де Сабата,— писал в то время критик,— дирижер большого темперамента и просто фантастических телодвижений, но при всей внешней экстравагантности эти жесты действуют с могущественной неотразимостью и столь полно отражают его пламенный темперамент и исключительную музыкальность, так соответствуют тем результатам, которых они требуют, что им просто невозможно сопротивляться. Он — один из тех бесценных руководителей оперного оркестра, возможности и авторитет которых настолько непреложны, что там, где они присутствуют, ничто не может быть неправильным».
За послевоенные годы слава артиста еще больше возросла благодаря его непрекращающимся выступлениям во всех концах света. До конца жизни Де Сабата являлся признанным главой итальянской оперно-дирижерской школы.
Л. Григорьев, Я. Платек