Ballets des Champs-Élysées
Французская балетная труппа. Организована в 1945 Роланом Пети (главный балетмейстер и основной танцовщик), Б. Кохно и Ж. Кокто. В её состав вошли Э. Пагава, Н. Филиппар, К. Маршан, И. Скорик, Ю. Алгаров, С. Перро, Н. Вырубова, Ж. Бабиле и др. артисты.
В репертуаре постановки балетмейстеров: Пети — «Бродячие комедианты» Соге, «Завтрак на траве» на муз. Й. Ланнера в орк. А. Черепнина, «Невеста дьявола» на муз. Юбо (все — 1945), «Любовные похождения Юпитера» Ибера, «Юноша и смерть» на муз. И. С. Баха (оба — 1946), «Бал прачек» на муз. В. Дюка (1946), «Тринадцать танцев» на муз. Гретри (1946); Ж. Шарра — «Игра в карты» (1945); А. Невады и Х. Гарсии — «Капричос» на сб. музыку (1946); Бабиле — «Амур и его любовь» на муз. Франка (1948); А. Миллоша — «Портрет Дон Кихота» Г. Петрасси (1947).
После того как в 1947 Пети покинул труппу, её возглавили В. Гзовский, Ж. Робен и Кохно. Несмотря на то, что были приглашены известные балетмейстеры Д. Лишин («Творение» без музыки и «Встреча, или Эдип и сфинкс» на муз. Соге) и Мясин («Художник и его модель» Орика), труппа в 1949 распалась.
В 1951 Кохно и Робен сделали попытку возродить её: были поставлены балеты «Месть» на муз. Верди (балетм. Р. Пейдж) и «Проклятая» (балетм. У. Гор), но после короткого турне труппа окончательно прекратила существование.
Балет Елисейских полей сыграл значительную роль в истории французского балета после 2-й мировой войны. Вокруг труппы объединялись молодые хореографы, артисты, художники и композиторы, несогласные с официальным курсом, который проводил в парижской Опере С. Лифарь. Они экспериментировали в поисках нового содержания и новых форм, близких современному французскому искусству.
Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981