Жорж Циффра

Georges Cziffra

Жорж Циффра

Музыкальные критики привыкли называть этого артиста "фанатиком точности", "виртуозом педали", "акробатом рояля" и тому подобное. Одним словом, ему нередко приходится читать или слышать те упреки в дурном вкусе и бессодержательной "виртуозности ради виртуозности", которые когда-то щедро сыпались на головы многих весьма уважаемых коллег. Те же, кто оспаривает правомочность такой односторонней оценки, обычно сравнивают Циффру с Владимиром Горовицем, которого большую часть жизни тоже упрекали в этих грехах. "Почему то, что и раньше прощалось, а теперь и вовсе простилось Горовицу, вменяется в вину Циффре?" - обиженно воскликнул один из них.

Конечно, Циффра - не Горовиц, он уступает своему старшему коллеге и по масштабам дарования, и по титаническому темпераменту. Но все же он вырос сегодня в значительную величину на музыкальном горизонте, и, видимо, не случайно его игра далеко не всегда отражает только холодный внешний блеск.

Циффра - действительно фанатик фортепианной "пиротехники", безупречно владеющий всевозможными средствами выразительности. Но кого теперь, во второй половине нашего столетия, можно всерьез удивить и надолго захватить этими качествами?! А он, в отличие от многих, способен и удивлять, и увлекать публику. Уже хотя бы тем, что в самой его, действительно феноменальной виртуозности, есть прелесть совершенства, притягательная сила сокрушающего напора. "В его рояле, кажется, по струнам бьют не молоточки, а камни,- отмечал критик К. Шуман, и добавлял. - Слышны завораживающие звуки цимбал, словно дикая цыганская капелла спрятана там под крышкой".

Достоинства Циффры ярче всего проявляются в его интерпретации Листа. Это тоже, впрочем, закономерно - он вырос и получил образование в Венгрии, в обстановке культа Листа, под покровительством Е. Донаньи, занимавшегося с ним с 8 лет. Уже 16-летним юношей Циффра дал первые сальные концерты, но настоящую известность получил в 1956 году, после выступлений в Вене и Париже. С этого времени он живет во Франции, из Дьердя превратился в Жоржа, воздействие французского искусства сказывается на его игре, но музыка Листа у него, как говорится, в крови. Это музыка бурная, эмоционально напряженная, порой нервная, сокрушающе стремительная и полетная. Именно такой предстает она в его интерпретации. Поэтому лучше достижения Циффры - романтические полонезы, этюды, венгерские рапсодии, мефисто-вальсы, оперные транскрипции.

Меньше удаются артисту крупные полотна Бетховена, Шумана, Шопена. Правда, и здесь его игру отличает завидная уверенность, но наряду с этим - ритмическая неровность, неожиданная и не всегда оправданная импровизационность, нередко некая формальность, отстраненность, а то и небрежность. Но есть и еще области, в которых Циффра доставляет радость слушателям. Это моцартовские и бетховенские миниатюры, исполняемые им с завидным изяществом и тонкостью; это старинная музыка - Люлли, Рамо, Скарлатти, Филипп Эмануэль Бах, Гуммель; это, наконец, произведения, близкие листовской традиции фортепианной музыки - вроде балакиревского "Исламея", дважды записанного им на пластинку в оригинале и в собственной транскрипции.

Характерно, что в стремлении найти органичный для него репертуарный круг произведений, Циффра далек от пассивности. Ему принадлежат десятки обработок, транскрипций и парафраз, сделанных в "добром старом стиле". Тут и оперные фрагменты Россини, и полька "Трик-трак" И. Штрауса, и "Полет шмеля" Римского-Корсакова, и Пятая венгерская рапсодия Брамса, и "Танец с саблями" Хачатуряна, и многое другое. В этом же ряду стоят и собственные пьесы Циффры - "Румынская фантазия" и "Воспоминания об Иоганне Штраусе". И, конечно, Циффра, как всякий большой артист, владеет многим в золотом фонде произведений для фортепиано с оркестром - он играет популярные концерты Шопена, Грига, Рахманинова, Листа, Грига, Чайковского, Симфонические вариации Франка и "Голубую рапсодию" Гершвина...

"Кто слышал Циффру лишь однажды, остается в растерянности; но кто слушал его чаще, едва ли может не заметить, что его игра - а также и его на редкость индивидуальная музыкальность - относятся к числу самых исключительных явлений, которые можно сегодня вообще услышать". К этим словам критика П. Косее, вероятно, присоединятся многие любители музыки. Ибо у артиста нет недостатка в почитателях, (хотя он не слишком заботится о славе), правда, в основном во Франции. За ее пределами Циффру знают мало и главным образом по записям: в его активе уже более 40 пластинок. Гастролирует он сравнительно редко, ни разу не ездил в США, несмотря на неоднократные приглашения.

Немало сил отдает он педагогике, и учиться к нему приезжают молодые люди из многих стран. Несколько лет назад он открыл в Версале свою школу, где известные педагоги ведут занятия с молодыми инструменталистами разных профессий, а раз в год проходит конкурс пианистов, носящий его имя. Недавно музыкант приобрел в 180 километрах от Парижа, в местечке Сенлиз, старинное, полуразрушенное здание готической церкви и вложил все свои средства в ее реставрацию. Он хочет создать здесь музыкальный центр - "Аудиторию имени Ф. Листа", где проходили бы концерты, выставки, курсы, работала бы постоянная музыкальная школа. Артист поддерживает тесные связи с Венгрией, регулярно выступает в Будапеште, занимается с молодыми венгерскими пианистами.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1990

реклама

вам может быть интересно

Пауль Хиндемит Композиторы
Ян Сибелиус Композиторы

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

05.11.1921

Дата смерти

17.01.1994

Профессия

пианист

Страна

Венгрия

просмотры: 2527
добавлено: 15.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть