Игорь Михайлович Жуков

Igor Zhukov

Игорь Михайлович Жуков / Igor Zhukov

Каждый сезон фортепианные вечера этого пианиста привлекают внимание любителей музыки содержательностью программ и нешаблонностью художественных решений. Жуков работает с завидной интенсивностью и целеустремленностью. Так, за последнее время он приобрел репутацию "специалиста" по Скрябину, исполнив в концертах множество произведений композитора и записав все его сонаты. Такой сонатный альбом Жукова выпустила в сотрудничестве с "Мелодией" американская фирма "Энджел". Можно отметить и то, что Жуков один из немногих пианистов, включивших в свой репертуар все три концерта для фортепиано с оркестром Чайковского.

В поисках резервов пианистической литературы он обращается и к полузабытым образцам русской классики (Фортепианный концерт Римского-Корсакова), и к советской музыке (помимо С. Прокофьева, Н. Мясковский, Я. Иванов, Я. Коха и другие), и к современным зарубежным авторам (Ф. Пуленк, С. Барбер). Удаются ему и пьесы мастеров далекого прошлого. В одной из рецензий журнала "Музыкальная жизнь" отмечалось, что он открывает в этой музыке живое человеческое чувство, красоту формы. "Теплый отклик аудитории вызвали изящная „Дудочка" Дандрие и грациозное „Паспье" Детуша, мечтательно-печальная „Кукушка" Дакена и стремительная "Жига".

Все это, конечно, не исключает и обычных концертных пьес - репертуар пианиста чрезвычайно широк и вбирает в себя бессмертные шедевры мировой музыки от Баха до Шостаковича. И здесь сказывается интеллектуальный склад дарования пианиста, на что обращают внимание многие рецензенты. Один из них пишет: "Сильные стороны творческой индивидуальности Жукова - мужественность и целомудренная лирика, образная яркость и убежденность в том, что он делает в каждый данный момент. Это пианист активного стиля - вдумчивый и принципиальный". С этим соглашается Г. Цыпин: "Во всем, что делается им за клавиатурой инструмента, ощущаются солидная продуманность, обстоятельность, взвешенность, на всем лежит отпечаток серьезной и требовательной художественной мысли". Творческая инициативность пианиста сказалась и в ансамблевом музицировании Жукова совместно с братьями Г. и В. Фейгиными. Это инструментальное трио предложило вниманию слушателей цикл "Исторических концертов", в который вошла музыка XVII-XX веков.

Во всех начинаниях пианиста так или иначе сказываются некоторые принципы нейгаузовской школы - в Московской консерватории Жуков учился сперва у Э. Г. Гилельса, а затем у самого Г. Г. Нейгауза. Именно с тех пор, после успеха на Международном конкурсе имени М. Лонг - Ж. Тибо в 1957 году, где он завоевал вторую премию, и началась регулярная концертная деятельность артиста.

Теперь центр тяжести его артистической карьеры сместился в другую сферу: любители музыки чаще встречаются с Жуковым-дирижером, нежели с пианистом. С 1983 он возглавлял Московский камерный оркестр. В настоящее время руководит Муниципальным камерным оркестром г. Нижний Новгород.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

31.08.1936

Профессия

дирижёр, пианист

Страна

Россия, СССР

просмотры: 3588
добавлено: 31.03.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть