Опера Лорцинга «Царь и плотник»

Zar und Zimmermann

Беседа Петра I в Голландии. Неизвестный голландский художник. 1690-е гг. ГЭ

Комическая опера в 3 действиях. Либретто написано самим композитором.
Первое представление состоялось 22 декабря 1837 года в Лейпциге.

Действующие лица:

  • Петр Первый, баритон
  • Петр Иванов, тенор
  • Ван-Бетт, бургомистр Саардама, бас
  • Мария, его племянница, сопрано
  • Русский посол, баритон
  • Английский посол, бас
  • Французский посол, тенор

Первое действие

Петр Первый инкогнито находится в Саардаме. Скрывшись под именем Петра Михайлова, он работает на судостроительной верфи плотником. Царь подружился с русским мастеровым Петром Ивановым, плотничающим на голландской верфи. Не подозревая, что его друг — царь, Петр Иванов делится с приятелем своим горем: юноша полюбил Марию, племянницу саардамского бургомистра Ван-Бетта, а недалекий и чванливый бургомистр и слышать не хочет о том, чтобы его племянница стала женой простого рабочего.

В городе стало известно, что на судостроительной верфи работает русский царь. Английский и французский послы, стремясь встретиться с Петром, прибывают на верфь. Сюда же спешит и бургомистр. Вся тройка устремляется на розыски Петра. Это сделать нелегко, так как среди мастеровых немало людей, носящих это имя. Выход из затруднения находит предприимчивый бургомистр. Ему удается разузнать, что среди мастеровых всего двое русских, к одному из них и обращается Ван-Бетт. Глупый бургомистр принимает Петра Иванова за царя. Его ошибку разделяет и английский посол. Лишь проницательному французскому дипломату удается с помощью хитрости раскрыть инкогнито русского царя

Второе действие

В трактир на веселый праздник собралось много народа. Среди присутствующих и оба Петра. Сюда же пришли и иностранные послы. Француз беседует с Петром Первым, англичанин же расточает любезности мнимому царю.

Неожиданно праздничное веселье нарушается приходом патруля солдат. Голландское правительство обеспокоено тем, что иностранные вербовщики вывозят многих голландских мастеров за границу. По его приказу, каждый иностранец, который не может доказать, что он не вербовщик, должен быть арестован. Солдаты проверяют документы. Француз и англичанин — вне подозрения, их бумаги в полном порядке. Петра Иванова бургомистр принимает за царя, поэтому и его оставляют в покое. Остается один подозрительный человек — Петр Первый. К нему грозно подступает бургомистр, намереваясь его арестовать. Петр не выдерживает. В гневе набрасывается он на незадачливого блюстителя порядка, и перетрусившему насмерть бургомистру ничего другого не остается, как залезть под стол.

Третье действие

В зале ратуши бургомистр репетирует с хором кантату, сочиненную им в честь русского царя. Этой кантатой Ван-Бетт хочет встретить появление Петра в ратуше. Входит Петр Первый. Бургомистр набрасывается на него с бранью. Он не может простить ему сцены в трактире. Как смел этот невежа-плотник так грубо обойтись с самим бургомистром. Когда рассерженный Ван-Бетт удаляется, входит Мария. Она жалуется на то, что дядюшка не разрешает ей выйти замуж за любимого Петра Иванова. Петр Первый успокаивает девушку, обещает помочь ее горю.

Срочные дела требуют отъезда царя на родину. Перед тем как отбыть, Петр оставляет Иванову пакет, который тот должен вскрыть не раньше, чем через час.

Петр Первый удалился. Появляется Петр Иванов. Бургомистр подает знак хору, и в честь мнимого царя гремит кантата. Плотника провожают с почетом на тронное кресло. Ничего не понимая, он с изумлением выслушивает приветственную речь бургомистра. Когда недоразумение выясняется, бургомистр приходит в ярость. Но Петр Иванов вскрывает конверт, зачитывает его содержимое, и тщеславный Ван-Бетт быстро успокаивается. Русский царь назначил Петра Иванова главным надсмотрщиком и разрешил ему жениться на племяннице саардамского бургомистра.

Вдали виден отплывающий из гавани русский корабль. На его палубе — Петр Первый, сменивший плотничий рабочий костюм на мундир. Русский царь милостиво отвечает на приветствия провожающих его саардамцев.


Сюжет восходит к «Истории Петра I» Вольтера и своей необычностью привлекал многих композиторов, в т. ч. Доницетти. Зингшпиль Лорцинга оказался самой удачной версией романтической истории из жизни русского царя.

В России опера была поставлена (из-за цензурных запретов) только в 1907 году (Петербург, Народный дом, дир. В. Зеленый). Входит в репертуар современных театров.

Дискография: CD — EMI. Дир. Хегер, Петр I (Прей), Пётр Иванов (Шрайер), Мария (Кёт), Ван Бетт (Фрик), Шатенеф (Гедда).

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

Публикации

О Петре Великом по-немецки (operanews.ru) 11.09.2011 в 08:27

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Альберт Лорцинг

Дата премьеры

22.12.1837

Жанр

оперы

Страна

Германия

просмотры: 3935
добавлено: 02.06.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть