Опера Бриттена «Оуэн Уингрейв»

Owen Wingrave

Опера в двух актах Бенджамина Бриттена. Либретто Мифанви Пайпер по одноименному рассказу Генри Джеймса (1892).

Первое исполнение: показ на телеканале ВВС 16 мая 1971 года (запись телеверсии под управлением композитора была сделана в ноябре 1970 года в арт-комплексе поместья «Снейп Молтингз» недалеко от Олдборо (графство Саффолк).

Первая сценическая постановка: Лондон, Королевский оперный театр «Ковент-Гарден», 10 мая 1973 года.

Действующие лица:

Оуэн Уингрейв, молодой человек из семьи потомственных военных (баритон)
Лечмир, друг Оуэна по военной академии (тенор)
Генерал (Сэр Филипп Уингрейв), дед Оуэна (тенор)
Мисс Уингрейв, тетя Оуэна (драматическое сопрано)
Кейт Джулиан, невеста Оуэна (меццо-сопрано)
Миссис Джулиан, мать Кейт (сопрано)
Мистер Койл (Спенсер Койл), преподаватель военной академии (бас-баритон)
Миссис Койл, жена Спенсера Койла (сопрано)

Действие происходит в Англии, преимущественно – в Параморе (родовом поместье семьи Уингрейв). Отдельные сцены разворачиваются в Лондоне (в военной академии Спенсера Койла, в Гайд-парке и резиденции Мисс Уингрейв). Время действия – конец XIX века.

Перед открытием занавеса. Отец Оуэна погиб на войне, а вскоре после этого умерла его мать, так что воспитывали мальчика его дед Генерал (Сэр Филипп Уингрейв) и тетя (Мисс Уингрейв). В их родовом поместье вместе с ними живет семья Джулиан – Миссис Джулиан (подруга Мисс Уингрейв) и ее дочь Кейт (невеста Оуэна). После гибели мужа Миссис Джулиан на поле боя (тоже военного) семья осталась без средств к существованию, и Уингрейвы приютили ее у себя. Кейт и Оуэн влюблены друг в друга, и Миссис Джулиан давно уже живет в предвкушении их свадьбы.

Действие 1. Прелюдия. Сцена представляет изображения семейных портретов Уингрейвов в их родовом поместье Парамор.

Сцена 1. Бессмысленно-тупая муштровка в лондонской военной академии Спенсера Койла в Бейсуотере способна выхолостить из человека последние остатки его сознания. Мистер Койл, преподаватель академии, методично инструктирует Оуэна Уингрейва и его друга Лечмира на предмет стратегии войны и тактики командования сражением. Оуэн говорит Мистеру Койлу о своем презрении к войне, что идет в разрез с семейной традицией Уингрейвов, в роду которых все мужчины непременно должны быть военными. Мистер Койл отвечает Оуэну, что он должен одуматься, и предупреждает, что его семья такую позицию по отношению к военному поприщу, конечно же, не одобрит. Но Оуэн стоит на своем. Оставшись один, Мистер Койл мучается тем, как ему рассказать семье Оуэна неприятную для нее новость.

Сцена 2. Сцену делят экстерьер Гайд-парка в Лондоне и интерьер лондонской резиденции Мисс Уингрейв. В Гайд-парке Оуэн окончательно убеждает себя в том, что в своем презрении к войне силен, а не слаб. В доме Мисс Уингрейв, хозяйка и Мистер Койл обсуждают внезапное заявление Оуэна, но Мисс Уингрейв совершенно уверена, что Оуэн одумается, когда вернется в свое родовое гнездо в Парамор.

Сцена 3. Снова военная академия. Лечмир, Мистер Койл и Миссис Койл сходятся на том, что мысли Оуэна о солдатской службе и ​​войне весьма странны. Лечмир говорит, что он поможет Оуэну выбросить их из головы, но появляющийся в этот момент Оуэн, услышав слова друга, заявляет, что его усилия ни к чему не приведут. Мистер Койл говорит Оуэну, что он по настоянию семьи должен вернуться в Парамор, и тот сразу же обреченно вспоминает страсть к войне его деда Генерала, гибель своего отца в сражении и смерть собственной матери с мертворожденным братом.

Сцена 4. В Параморе Миссис Джулиан, ее дочь Кейт и Мисс Уингрейв ждут возвращения Оуэна, огорченные его демаршем и решительно вознамерившиеся вернуть заблудшего представителя Уингрейвов в лоно семейной традиции. Не дождавшись, они покидают зал, где висят портреты предков семьи Уингрейв, так что прибывшего Оуэна поначалу встречают не члены семьи и близкие, а лишь портреты предков в родовой галерее. Один за другим в ней появляются Миссис Джулиан, Кейт и Мисс Уингрейв с резкими осуждениями Оуэна за его выбор. Тот пытается им возразить, но абсолютно никакого сочувствия не находит. Наконец, настает и черед встречи Оуэна со своим дедом Генералом (Сэром Филиппом Уингрейвом).

Сцена 5. В течение недели Сэр Филипп, Кейт, Мисс Уингрейв и Миссис Джулиан неустанно выражают свое презрение к Оуэну, устраивая ему настоящую невыносимую травлю. Наконец, Миссис Джулиан говорит ему, что Парамора он и вовсе не достоин.

Сцена 6. В Парамор прибывает чета Койл. Миссис Койл потрясена ужасным отношением к Оуэну его семьи и близких. Мистер Койл и сам испытывает беспокойство, намекая ей на опасность в этом поместье, исходящую от призраков (умерших несколько поколений назад предков Уингрейвов – мальчика-сына и его отца). Оуэн по-дружески тепло приветствует Мистера Койла и прибывшего с ним Лечмира. Когда Мистер Койл говорит Оуэну, что тот сам накликал беду на себя, Оуэн возражает: именно Мистер Койл научил его полагаться на собственный ум и слишком хорошо понимать, что такое война. Мистер Койл признается, что явился сюда, скорее, не по дружескому зову, а ради еще одной попытки убедить Оуэна отказаться от его опасной затеи, но с иронией замечает, что Оуэн – всё же боец, несмотря на весь свой пацифизм!

Сцена 7. Всё семейство Уингрейв с «включенными» в него Кейт и Миссис Джулиан, обедает с четой Койл и Лечмиром. Сэр Филипп и Мисс Уингрейв вновь настойчиво требуют от Оуэна уважения семейной традиции. Больше всех Оуэну симпатизирует Миссис Койл, замечая, что ему очевидно присущи муки совести и чувство сомнения. Но над душевными сомнениями Оуэна Уингрейвы, Кейт и Миссис Джулиан лишь только насмехаются. В конце концов, Оуэн сердито заявляет им, что войну следовало бы давно приравнять к преступлению!

Действие 2. Пролог. Певец за сценой поет балладу о давней семейной трагедии. Один из мальчиков рода Уингрейв отказался состязаться на луках с другим мальчиком, вызвавшим его на поединок. Тогда раздосадованный небоевым характером ребенка отец отвел сына в комнату, отчитал его за отказ от борьбы и сильным роковым ударом по голове моментально убил. Позже и отец был найден мертвым в той же комнате без каких-либо следов ранения. С тех пор считается, что призраки отца и сына живут в той самой комнате.

Сцена 1. Оуэн и Мистер Койл находятся в галерее предков Парамора, вспоминая историю, рассказанную в прологе, и незаметно подходя к комнате, где произошли две роковые смерти. Кейт всё еще не может примириться с позицией Оуэна, а Сэр Филипп настаивает на личной встрече с ним с глазу на глаз. Между тем, Мистер Койл подмечает сходство между Сэром Филиппом и старым отцом-убийцей из семейного предания, а также между Оуэном и убиенным мальчиком. Встреча Сэра Филиппа с внуком заканчивается для Оуэна лишением его наследства. Узнав об этом, Миссис Джулиан рыдает и признается, что мечтала о браке своей дочери Кейт с Оуэном ради спасения собственного социального статуса, и подоспевший ко времени Лечмир тут же спешит предложить себя Кейт вместо Оуэна. Та на мгновение поощряет новоявленного кавалера и спрашивает, мог бы он ради нее остаться ночью в комнате с привидениями? Лечмир отвечает, что мог бы. Тем временем, Оуэн хочет помочь дамам зажечь свечи, но Мисс Уингрейв намеренно отвергает его участие и демонстративно просит помочь с этим Лечмира.

Оуэн, оставшись один в зале предков после того, как Мистер Койл желает ему спокойной ночи, уверяет себя, что нашел собственную силу в мире, а не в войне. В зал возвращается Кейт и присутствия Оуэна поначалу не замечает, так что звучит их дуэт будто бы из прошлой жизни обоих. Но вдруг непримиримость Кейт к пацифистскому настрою Оуэна решительно дает знать о себе вновь. Когда она упоминает о Лечмире, Оуэн отчитывает ее за флирт со своим другом, но Кейт заявляет, что Оуэн – трус, из-за чего гнев молодого Уингрейва вспыхивает с новой силой. Он утверждает, что не трус, но Кейт требует доказательств. После того, как Оуэн спрашивает, какие доказательства ей нужны, она говорит, что он должен провести ночь в комнате с привидениями. Сначала Оуэн наотрез отказывается, ведь он давно уже ассоциирует себя с погибшим когда-то мальчиком, и ему всюду мерещатся призраки отца и сына, но после очередной еще более ядовитой издевки Кейт соглашается и даже говорит ей, что она может запереть его на ключ.

Сцена 2. Сцена начинается в спальне Койлов, где Миссис Койл размышляет о фривольном поведении Лечмира и упрямстве Кейт. Мистер Койл замечает, что этим вечером Оуэн, похоже, «ушел в отставку» и навсегда «остался в мире».

Чуть позже Лечмир, не в силах уснуть, приходит к Мистеру Койлу и рассказывает ему, что слышал, как Кейт издевалась над Оуэном, вынудив его остаться на ночь в комнате с привидениями. Миссис Койл выражает озабоченность по поводу безопасности Оуэна, но Мистер Койл, раз это уже произошло, видит в случившемся пусть хрупкое и мрачное, но всё же решение проблемы, полагая, что сей поступок Оуэна докажет, наконец, ошибочное мнение о нём его семьи. Но лишь только Мистер Койл собирается проведать Оуэна, от входа в комнату с привидениями доносятся крики Кейт. К ней спешат Лечмир и чета Койл, и тотчас же к ним присоединяются Миссис Джулиан и Мисс Уингрейв. Теперь уже Кейт сожалеет о своем необдуманном давлении на Оуэна, но слишком поздно: когда появляется Сэр Филипп и открывает дверь в комнату, все видят, что Оуэн лежит на полу – он мертв…

Завершает оперу певец, исполняющий балладу о непоколебимости мальчика Уингрейва по отношению к своему противнику – другому мальчику, отказ от поединка с которым привел к двум трагедиям и породил третью…

* * *

Автор либретто «Оуэна Уингрейва» – Мифанви Пайпер, арт-критик, сотрудничество которой с Бриттеном началось с «Поворота винта» (1954), а завершилось оперой «Смерть в Венеции». Основа либретто предпоследней оперы Бриттена – одноименный рассказ Генри Джеймса (1892), взятый композитором на заметку как потенциальный сюжет для оперы еще при работе с Мифанви Пайпер над «Поворотом винта» всё того же Генри Джеймса (1898). Заказ на «Оуэна Уингрейва» от телеканала BBC поступил 1966 году, в 1968-м началась работа над либретто, а к августу 1970-го опера была полностью завершена. В ноябре того же года телеверсия оперы под управлением композитора была записана в арт-комплексе поместья «Снейп Молтингз» (что недалеко от Олдборо в графстве Саффолк), известного сегодня как место проведения музыкального «Фестиваля Олдборо», основанного Бриттеном в 1948 году. А мировая телепремьера «Оуэна Уингрейва» состоялась 16 мая 1971 года.

В первом исполнении принял участие ряд известных британских певцов того времени: партию Оуэна взял на себя баритон Бенджамин Луксон, партию его деда Генерала (Сэра Филиппа) – тенор Питер Пирс, партию Кейт Джулиан (невесты Оуэна) – выдающаяся меццо-сопрано Джанет Бейкер. Жизнь своего опуса композитор изначально мыслил не только на телевидении, но и на сцене, однако после премьеры постановки 10 мая 1973 года в лондонском Королевском оперном театре «Ковент-Гарден» для его оперы наступил период затишья. В 1974 году в Опере Санта-Фе состоялась и американская премьера. В 1997 году продукция Glyndebourne Touring Opera (1995) впервые обжила подмостки и самого Глайндборнского фестиваля. А XXI век принес новую постановку в Лондоне на экспериментальной сцене «Ковент-Гарден», современной площадке Linbury Studio Theatre (2007), и речь на сей раз идет о продукции в редуцированной оркестровой редакции Дэвида Мэтьюза, которая в 2009 году была представлена также в Чикаго и Вене.

В 2018 году премьера оперы состоялась в Москве в Детском музыкальном театре (на русском языке, в переводе Валентины Ефановой).

Игорь Корябин

Фото Андрея Турусова

реклама

вам может быть интересно

Бах. Пассионы (страсти) Вокально-симфонические

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Композитор

Бенджамин Бриттен

Год создания

1970

Дата премьеры

10.05.1973

Жанр

оперы

Страна

Англия

Автор

Игорь Корябин

просмотры: 104
добавлено: 03.08.2018



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть