Эгон Веллес

Egon Wellesz

Эгон Веллес / Egon Wellesz

Австрийский музыковед и композитор. Доктор философии (1908). Учился в Вене у Г. Адлера (музыковедение) и К. Фрюлинга (фортепиано, гармония) в университете, а также у А. Шёнберга (контрапункт, композиция).

В 1911-15 преподавал историю музыки в Новой консерватории, с 1913 — в университете в Вене (с 1929 профессор).

После захвата Австрии нацистской Германией, с 1938 жил в Англии. Вёл педагогическую и научную работу в Королевском музыкальном колледже в Лондоне, в Кембриджском, Оксфордском (руководил исследованиями византийской музыки), Эдинбургском университетах, а также в Принстонском университете (США).

Веллес — один из крупнейших исследователей византийской музыки; основатель Института византийской музыки при Венской национальной бибилотеке (1932), участвовал в работе Византийского исследовательского института в Думбартон-Оксе (США).

Один из основателей монументального издания «Памятники византийской музыки» («Monumenta musicae Byzantinae»), многие тома которого подготовил самостоятельно. Одновременно с Г. Тильярдом расшифровал византийскую нотацию т.н. «среднего периода» и раскрыл композиционные принципы византийского пения, определив тем самым новый этап в музыкальной византологии.

Участвовал как автор и редактор в «Новой Оксфордской истории музыки»; написал монографию об А. Шёнберге, опубликовал статьи и брошюры о новой венской школе.

Как композитор сложился под влиянием Г. Малера и Шёнберга. Писал оперы и балеты, главным образом на сюжеты древнегреческих трагедий, которые ставились в 1920-х гг. в театрах различных немецких городов; среди них — «Принцесса Гирнара» (1921), «Алкестида» (1924), «Жертвоприношение пленного» («Opferung der Gefangenen», 1926), «Шутка, хитрость и месть» («Scherz, List und Rache», по произв. И. В. Гёте, 1928) и др.; балеты — «Чудо Дианы» («Das Wunder der Diana», 1924), «Персидский балет» (1924), «Ахилл на Скиросе» (1927) и др.

Веллес — автор 5 симфоний (1945-58) и симфонических поэм — «Предвесеннее» («Vorfrühling», 1912), «Торжественный марш» (1929), «Заклинания Просперо» («Prosperos Beschwörungen», по «Буре» Шекспира, 1938), кантат с оркестром, в т. ч. «Середина жизни» («Mitte des Lebens», 1932); для хора с оркестром — цикл на слова Рильке «Молитва девушек к богоматери» («Gebet der Mudchen zur Maria», 1909), концерта для фортепиано с оркестром (1935), 8 струнных квартетов и других камерно-инструментальных произведений, хоров, месс, мотетов, песен.

Сочинения: Der Beginn des musikalischen Barock und die Anfдnge der Oper in Wien, W., 1922; Byzantinische Kirchenmusik, Breslau, 1927; Eastern elements in Western chant, Boston, 1947, Cph., 1967; A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Die Musik der byzantinischen Kirche, Köln, 1959; Die neue Instrumentation, Bd 1-2, В., 1928-29; Essays on Opera, L., 1950; The origins of Schönberg’s twelve-tone system, Wash., 1958; Die Hymnen der Ostkirche, Basel, 1962.

Литература: Schollum R., Egon Wellesz, W., 1964.

Ю. В. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

Фелипе Педрель Композиторы
Отто Николаи Композиторы

Главы из книг

Словарные статьи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

21.10.1885

Дата смерти

09.11.1974

Профессия

композитор, писатель

Страна

Австрия

просмотры: 3593
добавлено: 06.02.2013



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть