Высота звука

Высота звука - одно из осн. качеств муз. звука. Понятие В. з. связано с перенесением на музыку пространственных представлений. В. з. составляет форму восприятия человеком частоты колебаний звучащего тела и находится в прямой зависимости от неё - чем больше частота, тем выше звук, и наоборот. Восприятие В. з. зависит от физиологич. особенностей органа слуха. Для ясного восприятия высоты звук должен иметь гармонический или близкий к нему спектр (обертоны должны располагаться по т.н. натуральному звукоряду) и минимум шумовых призвуков; при отсутствии гармоничности (в звуках ксилофона, колоколов и др.) или при шумовом спектре (барабаны, там-там и т.п.) В. з. становится менее ясной или совсем не воспринимается. Звук должен быть достаточно продолжительным - в среднем регистре, напр., не короче 0,015 сек. На восприятие В. з. влияют также громкость звука, наличие или отсутствие вибрато, атака звука (форма динамич. изменений начала звука) и др. факторы. В муз. психологии отмечают две стороны звуковысотного восприятия: интервальную, связанную с отношениями частот звуков, и тембровую, характеризующуюся ощущением изменения окраски звука - просветлением при повышении и потемнением при понижении. Интервальный компонент воспринимается в пределах от 16 гц (С2) и до 4000-4500 гц (примерно с5 - d5), тембровый - от 16 гц до 18 000-19 000 гц. За нижним пределом находится область инфразвуков, где ухо человека вообще не воспринимает колебательные движения как звук. Чувствительность слуха к небольшим изменениям В. з., характеризуемая порогом различения В. з., наиболее высока в диапазоне малая - 3-я октава; в крайних регистрах звуковысотная чувствительность снижается. По особенностям восприятия В. з. различают несколько типов звуковысотного слуха (см. Слух музыкальный): абсолютный (в т.ч. - тональный), относительный, или интервальный, а также интонационный. Как показали исследования сов. муз. акустика Н. А. Гарбузова, звуковысотный слух обладает зонной природой (см. Зона).

В муз. практике В. з. обозначается нотными, буквенными и числовыми знаками (см. Алфавит музыкальный), в акустике измеряется в герцах (число колебаний в сек.); в качестве мельчайшей единицы измерения В. з. применяется цент (сотая часть темперированного полутона).

Литература: Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; Музыкальная акустика, Уч. пособие под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954. См. также лит. при ст. Акустика музыкальная.

Е. В. Назайкинский

реклама

вам может быть интересно

Римская школа Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Тонадилья Музыкальные жанры
Декламация музыкальная Термины и понятия
Pizzicato, пиццикaто Термины и понятия
Вариации в балете Балет и танец
Классика музыкальная Термины и понятия
Неаккордовые звуки Термины и понятия
Театральная музыка Термины и понятия
Либретто Опера, вокал, пение
Croise, круазе Балет и танец
Трещотка Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 3656
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть