Опера Керубини «Два дня, или Водовоз»

Les deux journées, ou Le porteur d'eau

Опера Луиджи Керубини в трех действиях; либретто Ж. Буйи.
Первая постановка: Париж, театр «Фейдо», 16 января 1800 года.

Действующие лица:

  • Микели, водовоз, бас или баритон
  • Даниэль, его отец, бас
  • Антонио, сын Микели, тенор
  • Марцелина, дочь Микели, сопрано
  • Граф Арманд, председатель парламента, тенор
  • Констанца, его жена, сопрано
  • Семос, фермер, тенор
  • Анжелина, его дочь, сопрано
  • Офицер, баритон

Первое действие

В домике парижского водовоза Микели оживленно. Сын водовоза Антонио женится на дочери богатого фермера Семоса — Анжелине. Завтра должна состояться их свадьба в деревеньке Гонессе, расположенной неподалеку от столицы. Сейчас Антонио прибыл в город пригласить на торжество свою сестру Марцелину. В ожидании отсутствующего отца Антонио рассказывает дедушке Даниэлю и сестре о приключившемся с ним в детстве происшествии. Он был застигнут в горах снежным бураном. Не миновать бы Антонио гибели, замерз бы мальчишка в диких и пустынных местах, если б не подоспевшая неожиданно помощь. Рискуя своей жизнью, неизвестный человек спас жизнь Антонио. Немало лет прошло с того дня, савоярский мальчуган стал взрослым мужчиной, но до сих пор с благодарностью вспоминает он своего неизвестного спасителя. Приход Микели обрывает воспоминания. Водовоз вернулся домой озабоченным. Он ожидает важного гостя, а потому Антонио и Марцелина должны сами похлопотать о паспортах, необходимых для выезда из города. Услав детей, Микели погружается в глубокое раздумье. Над семьей его нависла грозная опасность. В своем домике водовоз тайком от всех скрыл истинного друга народа — председателя парижского парламента графа Арманда и его жену Констанцу. Их жизнь в опасности — за ними по пятам рыщут ищейки кардинала Мазарини, ворота парижских застав заперты, каждый человек, покидающий , столицу, тщательно проверяется, по всему городу идут обыски и облавы. Вот и сейчас з домик водовоза врывается стража. Если граф будет обнаружен, Микели не сносить головы. Но не о себе думает водовоз, мысли его устремлены к тому, чтобы спасти Арманда. Смекалистый Микели ловко обманывает солдат кардинала. Уложив графа в постель, он выдает его за своего отца Даниэля, переодетую же в крестьянское платье Констанцу выдает за дочь Марцелину. На этот раз стражников удалось провести. Но как быть дальше? В городе графу оставаться нельзя. Надо сделать так, чтобы Арманд и Констанца смогли миновать парижскую заставу. Микели изобретает хитроумный план. Констанца, снабженная паспортом Марцелины, отправится с Антонио на свадьбу в деревню Гонессу. Граф же выберется из города, спрятанный в бочке водовоза. Это предложение с радостью принимается всеми. Особенно рад Антонио. В графе Арманде он узнал своего отважного спасителя и счастлив, что может, наконец, отплатить ему добром за добро.

Второе действие

У ворот парижской заставы идет строгая проверка документов. Дежурный офицер разрешает проход Антокио, но Констанцу задерживает. Ее приметы не совпали с перечисленными в паспорте. К счастью, начальник заставы накануне был с обыском в доме Микели и видел Констанцу в платье Марцелины. Он приказывает пропустить спутницу Антонио. Наступает черед самого графа. За ночь Микели успел соорудить в водовозной бочке второе дно и под ним спрятал Арманда. Подъехав к заставе, водовоз сообщает начальнику заставы, что недавно в одном из городских домов видел разыскиваемого стражей графа. Офицер и солдаты, не медля, бросаются в указанном водовозом ложном направлении — они торопятся поймать Арманда, чтобы поскорей получить назначенное за его голову высокое вознаграждение. Благодаря хитрости и находчивости водовоза, Арманд получает возможность невредимым улизнуть из Парижа.

Третье действие

В деревне Гонессе перед домом Семоса, отца невесты Антонио — Анжелины, собрались крестьяне. Всем не терпится начать веселую свадебную пирушку, но жених еще не вернулся из Парижа. Вдруг раздаются звуки военного марша. Это в деревню прибыл полк солдат, напавших на след бежавшего из Парижа графа Арманда. Военные — столь редкие гости в деревне, что подивиться на них спешат все крестьяне. Вместе с ними, заперев дом на замок, уходят на площадь и Семос с Анжелиной. Поэтому Антонио, появившийся в сопровождении Арманда и Констанцы, вынужден спрятать графа в большом дупле дерева, растущего неподалеку от дома Семоса. Неожиданный случай чуть было не расстроил все планы водовоза. Констанца, направившаяся к дуплу, чтобы передать мужу еду, привлекла внимание двух солдат, и они набросились на приглянувшуюся им красивую женщину. Ее крики о помощи заставляют графа позабыть об осторожности — с оружием в руках выскакивает он из своего убежища. Поспешивший к месту происшествия офицер опознает Арманда и приказывает солдатам взять его под арест. Попавшего в беду графа и на этот раз выручает водовоз. Запыхавшись, прибегает он из Парижа с радостной вестью: королева, напуганная возрастающим недовольством народа, помиловала всех членов парламента.


Опера «Два дня» — одно из лучших сочинений в жанре «оперы спасения». Она оказала влияние на творчество Бетховена, в частности на его единственную оперу «Фиделио». В 19 в. пользовалась огромным успехом. Неоднократно ставилась в России (1-я постановка в 1804 году в Петербурге). В настоящее время ее популярность уступает другим операм композитора («Медея», «Лодоиска»), что связано, видимо, с некоторыми «наивностями» сюжетной линии, однако, это не умаляет значения произведения в истории оперного жанра.

Дискография: CD — Intaglio. Дирижер Бичем, Микеле (Поль), Констанс (Мишо), Арманд (Джанотти).

Е. Цодоков

реклама

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Луиджи Керубини

Дата премьеры

16.01.1800

Жанр

оперы

Страна

Италия

просмотры: 3767
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть