Язепс Витолс

Jāzeps Vītols

Весь мой успех — в радости, что работа удалась.
Я. Витолс

Язепс Витолс

Я. Витолс — один из основателей латышской музыкальной культуры — композитор, педагог, дирижер, критик и общественный деятель. Глубокая опора на национальные латышские истоки, традиции русской и немецкой музыки определяют его художественный облик.

Немецкое влияние особенно сказалось в ранние годы. Вся обстановка провинциальной Валмиеры, где композитор родился в семье учителя Елгавской гимназии, была пропитана духом немецкой культуры — ее языка, религии, музыкальных вкусов. Не случайно Витолс, как и многие другие представители первого поколения латышских музыкантов, в детстве учился играть на органе (параллельно он занимался скрипкой и фортепиано). В 15 лет мальчик начал сочинять. И когда в 1880 г. его не приняли в Петербургскую консерваторию в класс альта (из-за плохой постановки рук), то он с радостью обратился к композиции. Показанные Н. Римскому-Корсакову сочинения решили судьбу молодого музыканта. Годы, проведенные в консерватории (Витолс окончил ее в 1886 г. с малой золотой медалью) в общении с выдающимися мастерами, с высокой художественной культурой Петербурга, стали для молодого Витолса неоценимой школой. Он сближается с А. Лядовым и А. Глазуновым, активно участвует в собраниях возглавляемого Римским-Корсаковым Беляевского кружка, а после смерти М. Беляева принимает друзей в своем гостеприимном доме.

Именно в этой атмосфере, еще наполненной духом «кучкизма» с его интересом к национально-своеобразному, народному, демократическому, молодой музыкант, которого в Петербурге называли по-русски уважительно Иосиф Иванович Витоль, ощутил свое призвание как латышский художник. И впоследствии он не раз утверждал, что в России его соотечественники-композиторы «нашли... самую сердечную поддержку всему тому, что было в нашей музыке латышского: русский любит не только... глубоко самобытное в своей музыке, но он с величайшим вниманием относится и к национальным элементам в творчестве других народов».

Вскоре Витолс сближается с петербургской колонией своих соотечественников, он руководит латышскими хорами, пропагандирует национальный репертуар.

В 1888 г. композитор принимает участие в третьем Всеобщем Празднике песни в Риге, постоянно показывает свои произведения на ежегодных «Осенних концертах» латышской музыки. Жанры, в которых работал Витолс, были близки установкам корсаковской школы: обработки народных песен, романсы (ок. 100), хоры, фортепианные пьесы (миниатюры, Соната, вариации), камерные ансамбли, программные симфонические произведения (увертюры, сюиты, поэма и т. п.), причем в области симфонизма и фортепианной музыки Витолс стал в Латвии первооткрывателем (рождение первой латышской партитуры связано с его симфонической поэмой «Праздник Лига» — 1889). Начав свой композиторский путь с фортепианных пьес и романсов, с конца 80-х гг. Витолс постепенно находит те жанры, которые сильнее всего отвечают национальным потребностям его художественной натуры — хоровую музыку и программную симфоническую миниатюру, в них он красочно и поэтично воплощает образы родного фольклора.

Всю жизнь в центре внимания Витолса была народная песня (свыше 300 обработок), особенности которой он широко претворял в своем творчестве. 1890-е и 1900-е гг. — время создания лучших творений композитора — хоровых баллад на народно-патриотическую тему — «Беверинский певец» (1900), «Замок света», «Королевна, Огненная дубина»; симфонической сюиты Семь латышских народных песен; увертюр «Драматической» и «Спридитис»; фортепианных Вариаций на латышскую народную тему и др. В этот период окончательно складывается индивидуальный стиль Витолса, тяготеющий к ясности и объективности, эпической картинности повествования, живописности тонкого лиризма музыкального языка.

В 1918 г. с образованием Латвийской республики Витолс возвращается на родину, где с, новой силой отдается просветительской и творческой деятельности, продолжает сочинять, принимает участие в организации Праздников песни. Сначала он руководит в Риге оперным театром, а в 1919 г. основывает Латвийскую консерваторию, в которой с небольшим перерывом до 1944 г. занимает должность ректора. Теперь консерватория носит его имя.

Педагогикой Витолс стал заниматься еще в Петербурге, отдав ей в России свыше 30 лет (1886-1918). Через его теоретический и композиторский классы прошли не только выдающиеся деятели русской музыки (Н. Мясковский, С. Прокофьев, В. Щербачев, В. Беляев и др.), но и многие выходцы из Прибалтики, заложившие фундамент своих национальных композиторских школ (эстонец К. Тюрнпу, литовцы С. Шимкус, Ю. Таллат-Кялпша и др.). В Риге Витолс продолжал развивать педагогические принципы Римского-Корсакова — высокий профессионализм, любовь к народному творчеству. Среди его учеников те, кто позже составит гордость латышской музыки, — композиторы М. Заринь, А. Жилинскис, А. Скултэ, Я. Иванов, дирижер Л. Вигнерс, музыковед Я. Витолиньш и др. Продолжил Витолс и свою критическую деятельность, начатую в петербургской немецкой газете St. Petersburger Zeitung (1897-1914).

Жизнь композитора завершилась в эмиграции, в Любеке, куда он уехал в 1944 г., но мысли его до конца оставались на родине, которая навсегда сохранила память о своем выдающемся художнике.

Г. Жданова

реклама

вам может быть интересно

Франческо Чилеа Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Дата рождения

26.07.1863

Дата смерти

24.04.1948

Профессия

композитор, педагог

Страна

Латвия

просмотры: 619
добавлено: 03.03.2018



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть