Владимир Владимирович Виардо

Vladimir Viardo

Дата рождения
1949
Профессия
Страна
СССР, США

Владимир Владимирович Виардо / Vladimir Viardo

Некоторым критикам, да и слушателям юный Владимир Виардо своей взволнованной игрой, лирической проникновенностью и даже определенной долей сценической аффектации напомнил незабываемого Клиберна времен Первого конкурса имени Чайковского. И будто подтверждая эти ассоциации, питомец Московской консерватории (он окончил ее в 1974 году по классу Л. Н. Наумова) стал победителем Международного конкурса имени Вана Клиберна в Форт-Уорте (США, 1973). Этому успеху предшествовало участие еще в одном соревновании - конкурсе имени М. Лонг - Ж. Тибо (1971). Парижане чрезвычайно тепло принимали выступления обладателя третьей премии. "В сольной программе,- говорил тогда Я. В. Флиер,- раскрылись наиболее яркие черты его дарования - сосредоточенная углубленность, лиризм, тонкость, даже рафинированность интерпретации,-что принесло ему особые симпатии французской публики".

Рецензент журнала "Музыкальная жизнь" отнес Виардо к числу артистов, одаренных счастливым умением как-то легко и непринужденно завоевывать слушателей. И действительно, концерты пианиста, как правило, вызывают значительный интерес аудитории.

Что сказать о репертуаре артиста? Иные критики обращали внимание на тяготение пианиста к музыке, в которой присутствует реальная или скрытая программность, связывая этот факт с особенностями "режиссерского мышления" исполнителя. Да, к несомненным достижениям пианиста принадлежит интерпретация, скажем, "Карнавала" Шумана, "Картинок с выставки" Мусоргского, Прелюдий Дебюсси или пьес французского композитора О. Мессиана. Вместе с тем репертуарная амплитуда концертанта простирается практически во все сферы фортепианной литературы от Баха и Бетховена до Прокофьева и Шостаковича. Ему, лирику, разумеется, близки многие страницы Шопена и Листа, Чайковского и Рахманинова; он тонко воссоздает колористическую звукопись Равеля и образную рельефность пьес Р. Щедрина. В то же время Виардо хорошо чувствует "нерв" современной музыки. Об этом позволяет судить и тот факт, что на обоих конкурсах пианист получил специальные призы за исполнение произведений композиторов XX столетия - Ж. Грюненвальда в Париже и А. Копленда в Форт-Уорте. В последние годы пианист уделяет особое внимание камерно-ансамблевому музицированию. С разными партнерами исполнял он сочинения Брамса, Франка, Шостаковича, Мессиана и других композиторов.

Подобная разносторонность творческого склада отражается и на интерпретаторских принципах музыканта, которые, по-видимому, находятся еще в процессе становления. Это обстоятельство вызывает неоднозначные, а порой и разноречивые характеристики артистического почерка Виардо. "Его игра,- пишет в „Советской музыке" Г. Цыпин,- поднимается над повседневным и ординарным, в ней яркость, и опаляющая эмоциональность, и романтическая взволнованность тона... Виардо-исполнитель превосходно слышит себя - дар редкий и завидный! - у него приятно и разнообразно по краскам звучит рояль".

Высоко оценивая, таким образом, творческий потенциал пианиста, критик в то же время упрекает его в некоторой поверхностности, отсутствии углубленного интеллектуализма. Ему возражает Л. Н. Наумов, которому, наверное, хорошо знаком внутренний мир его воспитанника: "В. Виардо - музыкант, не только обладающий своим почерком, богатой творческой фантазией, но и глубоко интеллектуальный".

Да и в концертном обзоре 1986 года, где речь идет о программе из произведений Шуберта и Мессиана, можно было познакомиться с таким "диалектичным" мнением: "По теплоте, какой-то ностальгичности чувства, по нежности красок в сфере dolce мало кто может сегодня конкурировать с пианистом. В. Виардо достигает порой редкостной красоты в звучании рояля. Однако это ценнейшее качество, увлекая любого слушателя, в то же самое время как бы и отвлекает его от иных сторон музыки". Тут же, правда, добавляется, что в рецензируемом концерте указанного противоречия не ощущалось.

Как явление живое и своеобразное, искусство Владимира Виардо рождает немало споров. Но главное заключается в том, что оно, это искусство, завоевало признание слушателей, что оно несет любителям музыки яркие и волнующие впечатления.

С 1988 года Виардо постоянно жил в Далласе и Нью-Йорке, активно концертировал и одновременно преподавал в Техасском университете и Далласской Международной музыкальной академии. Его мастер-классы с огромным успехом проходят в престижных учебных заведениях. Владимира Виардо включили в список выдающихся профессоров по фортепиано в США.

В 1997 году Виардо приезжает в Москву и возобновляет преподавательскую деятельность в Московской консерватории им. Чайковского в должности профессора. В сезонах 1999-2001 годов он давал концерты в Германии, Франции, Португалии, России, Бразилии, Польше, Канаде и США. Имеет широкий концертный репертуар, исполняет десятки фортепианных концертов с оркестром и сольных монографических программ, приглашается к работе в жюри международных конкурсов, дирижирует.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Неэме Ярви Дирижёры
Ян Фоглер Инструменталисты
Иегуди Менухин Инструменталисты
Алёна Михайловна Баева Инструменталисты
Лео Блех Композиторы

Реклама