Венецианская школа

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА - назв. нескольких направлений муз. творчества, сложившихся в Венеции в 16-17 вв. Центром В. ш. в 16 - нач. 17 вв. был собор св. Марка. В нём работали органистами и композиторами все осн. представители школы. Первыми капельмейстерами собора были: П. де Фосис (в 1491-1527), А. Вилларт (в 1527-62), К. де Pope (в 1563), Дж. Царлино (в 1565-90), Б. Донато (в 1590-1603), Дж. Кроче (в 1603-09), Ч. Мартиненго (в 1609-13), К. Монтеверди (в 1613-43); первыми органистами - Дж. Армонико (в 1516-51), А. Падовано (в 1552-64), К. Меруло (в 1564-84), А. Габриели (в 1585-86), Дж. Габриели (в 1586-1612); в числе вторых органистов К. Меруло (в 1557-64), А. Габриели (в 1564-65), Дж. Габриели (в 1565-86). Основоположником В. ш. был А. Вилларт, нидерландец по происхождению, автор мотетов, ричеркаров для инстр. ансамблей, многохорных сочинений и канцон в нар. духе. Вилларт и его ученики и последователи, в особенности А. и Дж. Габриели, объединив достижения нидерл. полифонистов и местные нац. традиции (нар. песня, гомофонное сложение, многохорность), создали новый высокоразвитый монументально-декоративный стиль вок. полифонии, характеризующийся пышностью, колористич. богатством, полнотой звучания. В отличие от композиторов римской папской капеллы, они нередко усиливали вок. голоса орк. инструментами. В их сочинениях постоянно использовалось разделение хора и оркестра на противопоставлявшиеся друг другу группы, временами сливавшиеся в мощном общем звучании; привлекались оба имевшихся в соборе органа, также противостоявшие друг другу. Хотя большинство подобных сочинений писалось на духовные тексты ("Священные симфонии" Дж. Габриели), их музыка отражала типичное для эпохи полнокровное оптимистич. мировосприятие, упоение богатством и красочностью действительности. Музыка эта была родственна современной ей венецианской живописи - творениям Тициана, Веронезе. Не случайно Дж. Габриели называли "музыкальным Тицианом Венеции".

Те же устремления проступали и в др. жанрах. Осн. жанр светской вок. музыки - мадригал - вслед за Виллартом развивали его ученики Н. Вичентино и К. де Pope. Мадригал становится у них более выразительным, насыщается хроматикой. Как шуточные подражания нар. песням создаются многогол. канцоны (А. Вилларт, А. Габриели, Б. Донато, К. Меруло), к-рые оказали влияние на формирование мадригальной комедии и оперной арии. В области орг. музыки основы В. ш. заложил К. Меруло, старые орг. жанры ричеркара, канцоны, токкаты развивали А. и Дж. Габриели, К. Меруло и др. Уже у Меруло органная музыка насыщается контрастами, драматизируется, у Дж. Габриели внутри ричеркара формируется новый жанр - фуга.

В 17 в. центром В. ш. становится первый в истории общедоступный (платный) оперный театр, открытый в 1637. Главой В. ш. в области оперы был К. Монтеверди; его последователи в этом жанре - Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Ф. Гросси, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Страделла, А. Вивальди и др. Для венецианской оперы 17 в. характерно преобладание историч. сюжетов. Стремление к особой выразительности мелодии, её драматизации (особенно в операх Монтеверди "Возвращение Улисса", 1641, и "Коронация Поппеи", 1642) сочетается с традициями bel canto. Господствуют закруглённые сольные формы (ария, дуэт, реже терцет и квартет); наряду с ариями в сопровождении генерал-баса появляются арии с орк. сопровождением, с концертирующими инструментами; новым выразительным средством явился аккомпанированный речитатив, применявшийся в моменты высшего драматического напряжения.

Литература: Winterfeld G. von, J. Gabrieli und sein Zeitalter, Bd 1-3, В., 1834, Nachdruck, Hildesheim, 1965; Caffi Fr., Storia della musica sacra nella giа cappella ducale di S. Marco in Venezia dal 1318 al 1797, v. 1-2, Venezia, 1854-55, facsim., Roma, 1936; Sandberger A., Zur venetianischen Oper, Jahrbuch der Musikbibliothek Peters, Jahrg. XXXI-XXXII, 1924-25; Wolff H. Chr., Die venezianische Oper in der 2. Hдlfte des 17. Jahrhunderts, В., 1937; Towneley W. S., Venetian opera in the 17th century, Oxf., 1954; Worsthorne S. T., Venetian opera in the 17th century, Oxf., 1954; Оsthоff W., Maske und Musik. Die Gestaltwerdung der Oper in Venedig, "Castrum Peregrini", Jahrg. 65, 1964.

реклама

вам может быть интересно

Литавра Музыкальные инструменты
Граммофонная пластинка Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Диапазон Термины и понятия
Котильон Музыкальные жанры
Сложный контрапункт Термины и понятия
Гомофония Термины и понятия
Фольклор музыкальный Термины и понятия
Ригодон Балет и танец
Юмореска Музыкальные жанры
Трещотка Музыкальные инструменты
Мордент Термины и понятия
Пролог Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

течения в искусстве

просмотры: 6768
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть