Южно-Африканской Республики музыка

Муз. культура ЮАР включает музыку коренных жителей страны - зулу, коса, шона, венда, матебеле и др. юго-вост. банту, а также бушменов и готтентотов, белого населения - буров (потомков голландцев), англичан, немцев и выходцев из стран Азии, гл. обр. индийцев. Разнообразны муз. традиции народов ЮАР. Наряду с архаич. формами музыки у бушменов и готтентотов (магич. обряды, бытование таких муз. инструментов, как лук - гура), существуют развитые вок. и инстр. стили у зулу, коса, венда и др. Напр., в хорах у матебеле и шона широко используются полифонич. приёмы. Своеобразны сельские и гор. песни и танцы белого населения ЮАР. Многочисл. песни возникли во время англо-бурских войн.

В 1-й четв. 20 в. начала развиваться муз. жизнь в городах страны (в 1910 Южно-Афр. Союз стал доминионом Великобритании). Большое значение имела деятельность английского музыканта У. Г. Белла, возглавлявшего Южно-афр. муз. колледж в Кейптауне (осн. в 1912), позднее - дир. А. Коутса, комп. и дир. Э. Чизхолма. В 1940-50-х гг. начала формироваться композиторская школа ЮАР, среди представителей к-рой - Г. Фаган, Б. Герстман, П. Рейнир, А. ван Вейк.

Большое значение для муз. культуры имело взаимодействие европ. и афр. муз. традиций, что привело к появлению в 1930-50-х гг. модернизир. традиц. песенных стилей - "квела", "мбубе", позднее - "джайв" и др. Определ. воздействие на хор. пение оказала музыка христ. церкви, на вок. манеру и характер аккомпанемента - разл. лат.-амер. вок.-танц. жанры (калипсо, самба, румба и др.). Популярностью пользовались песни Р. Калузы, Э. Сонгонги и др. Гор. муз. культура зулу испытала, кроме того, влияние сев.-амер. блюза и джаза, а также пения в стиле "госпел" и "кантри мьюзик". В 40-х гг. широкую известность завоевали ансамбли (хор. группы) "Зулусские чемпионы", "Вечерние птицы", "Современные звёзды", "Кантри джаз бэнд", а также певец Дж. Нгобени, певица Сьюзи и др.

Успехов достиг муз. т-р. Его развитию способствовали Театр. компания банту из Кейптауна (осн. в 1953, рук. Теда де Моор; включала до 20 исполнителей, певших в излюбленном зулу стиле "бомбинг"), а также Школа музыки и драмы при Союзе артистов Юж. Африки (Йоханнесбург) и Нац. театр, орг-ция в Претории. В 1959 была пост. джазовая опера "Кинг Конг" Матчикизы (в 1961 показана в Лондоне и Нью-Йорке), затем - муз. спектакли "Минуточку" ("Wait a minim!", 1962) А. Трейси и Дж. Тейлора, "Негде спрятаться" ("No place to hide") Б. Лешоая, "Сиононо" Г. Скосана (1963) и др. В спектаклях участвовали ведущие певцы ЮАР - Дж. Моготои, Н. Мдледле, П. Фанго, М. Макеба (впоследствии получила междунар. признание), Б. Сомхлахло, Т. Кумало и др. Распространена в ЮАР джазовая музыка, среди исполнителей к-рой известность приобрёл пианист Д. Брэнд. В гор. условиях развивались формы "культивированной" музыки, связанной гл. обр. с традициями белого меньшинства. Муз. образование и науч. деятельность в области музыковедения сосредоточились в ун-тах ЮАР; таковы муз. ф-ты Кейптаунского, Витватерсрандского (Йоханнесбург) ун-тов, а также ун-тов Претории, Порт-Элизабет. В 1948 X. Трейси основал Об-во афр. музыки, в 1953 создана Междунар. б-ка афр. музыки (ILAM, в Йоханнесбурге). Большую работу ведут музыковеды X. Трейси (ценность представляют его многочисл. записи традиц. музыки Юж. Африки), П. Кёрби, А. Трейси, Дж. Блэкинг и др.

В организации муз. жизни существ. роль принадлежит Советам по делам иск-в и муз. об-вам Йоханнесбурга, Претории и др. крупных городов. Оперные т-ры и труппы функционируют в Йоханнесбурге, Кейптауне и Претории, симф. оркестры - в Йоханнесбурге, Кейптауне, Дурбане и др. городах ЮАР. Важную роль в деле популяризации традиц. музыки народов ЮАР выполняют радиовещание и телевидение, ведущие передачи на неск. языках.

Прогрессу муз. культуры ЮАР препятстввовала проводимая реакц. правящими кругами политика апартеида, закрепляющая расовое неравенство. В результате этой политики чернокожие и цветные не имеют доступа к серьёзной музыке (они не могут получить спец. образования, посещать т-ры и конц. залы), проводится насильств. сегрегация и в области муз. культуры. Особое значение в таких условиях приобретает совр. политич. песня с её антиколониальной, антирасистской направленностью. Она звучит в исполнении певцов и музыкантов, вынужденных жить и действовать, как и большинство прогрессивных деятелей культуры ЮАР, в условиях политич. эмиграции (многие из них обосновались в Лондоне). Таковы культурная группа "Майибуйе" (осн. в 1975), ансамбль "Певцы свободы в Юж. Африке", группы "Айпи Томби" и "Ябула", певица Ивон Нобамбо, к-рые выступают в странах Европы, Африки, в США.

Литература: Balfour H., Musical Instruments of South Africa, L., 1905; Кirby P., The musical instruments of the Native races of South Africa, Johannesburg, 1934, 1965; Bouws J., Suid-Afrikaanse komponiste van vandag en gister. Kaapstad, 1957; Huskisson V., The social and ceremonial music of Podi, 1958; Rусrоft D., African music in Johannesburg: African and non-African features, "Journal of IFMC", 1959, v. 11; В1аскing J., The role of music in the culture of Venda of the Northern Transvaal, в сб.: Studies in Ethnomusicology, v. 2, N. Y., 1965; England N., Bushman counterpoint, "Journal of IFMC", 1967, v. 19.

Дж. К. Михайлов

реклама

вам может быть интересно

Вильнюс Города
Геликон Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Марш Музыкальные жанры
Турецкая музыка Национальные культуры
Виолы Музыкальные инструменты
Рондо Термины и понятия
Рог Музыкальные инструменты
Экзерсис Термины и понятия
Мелодекламация Термины и понятия
Концерт музыкальный Термины и понятия
Детская музыка Термины и понятия
Сонатная форма Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 3382
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть