Турецкая музыка

Категории словаря

Турецкая муз. культура имеет многовековую историю. На протяжении неск. столетий параллельно развивались муз. фольклор (т. е. собственно нар. творчество) и нар.-проф. музыка устной традиции (т. н. традиционная, или классическая), родственные муз. иск-ву др. тюркских народов. Аналогичные песенные жанры бытуют и в Ср. Азии, Казахстане, Азербайджане. Традиц. Т. м. связана с арабо-иран. культурой.

Турецкое нар. творчество впитало наиболее характерные особенности, присущие иск-ву народов, населявших Анатолию. (В 11-12 вв., в период образования Сельджукского султаната, многие поэты и музыканты сосредоточились в Анатолии, где сельджукские правители оказывали им особое внимание, привлекая лучших ко двору.) Турецкий фольклор, как и фольклор мн. др. народов, включает вок., инстр., песенно-танц. музыку. Наиболее широко представлены вок. жанры. Это обусловлено большой ролью поэзии в нац. культуре. Унисонные нар. песни тюркю отличаются богатством образного содержания, мелодич., ритмич., ладовым разнообразием.

Поэтич. основу нар. песен, во многом определяющую и их муз. форму, составляют стихи в таких традиц. формах, как семаи, дестан, кошма, мани.

В мелодике турецкой нар. музыки выделяются 2 стилистич. группы - кырык хава (короткая мелодия) иузун хава (длинная мелодия). Для кырык хава характерны мелодии небольшого диапазона в равномерном ритме, для узун хава - мелодии широкого диапазона, ритмически свободные (не укладывающиеся в чёткие метроритмич. схемы). Стиль кырык хава типичен для танц. мелодий, мани (незатейливая песня, род частушки), инстр. наигрышей ашиков. Узун хава включает бозлак (это в основном любовные песни, их диапазон зачастую больше октавы) и агыты (преим. траурные причитания, диапазон их по сравнению с бозлак меньше; в заключит. тактах объём мелодии не превышает кварты). В турецких нар. напевах большое значение приобретают разл. приёмы мелодич. опевания звуков, преим. I, IV и V ступеней.

Своеобразен ритм турецкой нар. музыки, во многом связанный с поэтич. ритмами. Изменчивость метрич. структуры внутри стиха нарушает квадратность, порождает синкопированность ритмики, что способствует гибкости самой мелодии. Турецкая нар. музыка основывается на простых, сложных и смешанных метрах (на практике используются обычно наиболее простые ритмич. формулы). Очень популярен ритм аксак (хромой), образующийся из сочетания 2- и 3-дольных ритмич. ячеек (существует множество его вариантов). Одна из особенностей нар. мелодий - их ладовая переменность (постоянные кратковременные отклонения из одного лада в другой). Особая "цветистость" мелоса объясняется также повышением и понижением диатонич. ступеней на комму; в Т. м. известны большой (204 цента) и малый (180 центов) целые тоны, большой (114 центов) и малый (90 центов) полутоны. Т. о., существует особая ладовая система (турецкие теоретики считают, что этой системе соответствует шкала, имеющая 24 ступени в октаве). Многие турецкие лады аналогичны европейским, однако в турецкой теории они имеют особые названия: напр., натуральный мажор с опорными I и V ступенями и пониженной на комму И ступенью называется мaххур, с теми же опорными ступенями и пониженной на комму III ступенью - раст, натуральный минор - пуселик.

Богатый пласт нар. иск-ва составляют танцы. При всём своеобразии турецкие танцы имеют много общего с танц. иск-вом народов, с к-рыми турецкий народ соприкасался на протяжении многовекового историч. развития. Танец в большой мере связан с обрядами, трудовыми процессами, религ. культом. Существуют танцы с инстр. и вок.-инстр. сопровождением, встречаются также танцы без муз. сопровождения (в частности, муж. пляски, в к-рых особый ритмич. аккомпанемент создают удары меча и кинжала о щит, воинственные выкрики исполнителей). Особый интерес представляют танцы с вок.-инстр. сопровождением благодаря сочетанию в них оригинальной нар. хореографии, нац. характерности ладоинтонац. строя песен (тюркю) и своеобразного звучания нац. инструментов. Популярны турецкие нар. танцы "Зейбек", "Халай", "Херон", "Бар", "Бенги" и др.

Нар. песни и танцы сопровождаются игрой на балабане, зурне (духовые тростниковые инструменты), кавале (продольная пастушья флейта), кеманче, сазе (струнные смычковый и щипковый инструменты). К этим инструментам обычно добавляют ударные, среди к-рых наиболее популярны давул, дэф, араб. дарбука.

В тесном взаимодействии с нар. музыкой сложилась и т. н. традиционная, или классическая, музыка. Важная роль в традиц. турецком иск-ве принадлежит ашикам (см. Ашуг). Уже в 13-14 вв. в сельджукской Конье популярностью пользовались нар. сказители - озаны, предшественники ашиков. Иск-во ашиков включало поэзию и музыку (пение, игра на муз. инструментах). Обычно ашики исполняли сочинённые ими песни, аккомпанируя себе на сазе. Ашики, иск-во к-рых связано с народом, его думами и чаяниями, пользовались большой любовью в народе. Не случайно героями мн. сказаний, легенд, поэм стали ашики. Из поколения в поколение путём устной традиции передавалось проф. мастерство ашиков, сохраняя самобытные черты турецкого нар. творчества. Ашикские песни отличаются мелодич. и метроритмич. разнообразием. Часто в ритмич. отношении вок. партия представляет собой свободную импровизацию, в то время как инстр. сопровождение выдержано в определ. чётком ритме.

Ладовой и формообразующей основой традиц. музыки является макам (родствен араб. макамам, узб. макомам, азерб. мугамам, но вместе с тем и отличен от них). В Т. м. понятие "макам" относится прежде всего к ладу. Основу макама составляют небольшие ладовые образования, подчас попевки, отличающиеся рельефностью. Существует огромное количество ладов - основных и производных (на практике применяются далеко не все, число используемых ладов сводится к 13-15 основным). Названия ладов-макамов нередко связаны с географич. понятиями, что говорит о месте их возникновения (исфаган, шираз, ирак, нихавент), образными представлениями (раст - правильный, справедливый; полистан - цветник роз; севкавер - ободряющий). Большое значение придаётся образно-эмоциональному содержанию макама и моменту его исполнения: как и у ряда других вост. народов, звучание тех или иных макамов приурочивалось к определ. времени суток (в этом аналогия макама с инд. рагой; при исполнении paг временной принцип соблюдается ещё жёстче).

Широко распространена циклич. форма фасиль. В произв. этой формы каждый из разделов выдержан в определ. макаме (по структуре эти произв. напоминают араб. нубы). Исполнителю предоставляется большая свобода импровизации (однако в пределах норм данного лада). Фасиль обычно открывает развитое, сложное по форме (чаще рондообразное), инстр. вступление - пешерев. Далее вок. эпизоды чередуются с инструментальными - таксимами; музыкант-солист импровизирует разл. мелодич. фрагменты, пассажи, подчиняясь лишь нормам избранного лада.

Традиц. музыка, основываясь на нар. ритмах, в процессе своего развития обогатилась новыми ритмич. формулами; в ряде традиц. произв. встречаются сложные ритмич. образования. Затейливо ритмич. членение мелодий (повторяющиеся ритмич. периоды и циклы). Разл. ритмич. сочетания (усули) объединяются в большие циклы (из 8, 12 и даже более 30 долей), носящие определ. названия - аксак (хромой), хафиф (лёгкий), сакиль (тяжёлый) и др.

Из муз. инструментов в традиц. музыке применяются най, танбур, уд и канун (см. Канон).

Одной из развитых ветвей проф. турецкого иск-ва является также культовая музыка. Пантеистич. представление о боге, включавшее элементы шаманского языческого толкования, нашло выражение в суфийской поэзии и культовой музыке разл. братств. Поэзия, музыка, ритуальные танцы были составными частями религ. обрядов дервишей. Создавались религ. гимны - илахи. Гимны мевлеви, исполняемые в текке (обители дервишей), оказывали сильное эмоциональное воздействие на слушателей. Многие илахи поются и поныне.

В 16 в. происходит первое знакомство турецкой дворцовой знати с европ. музыкой (король Франциск I в знак благодарности за помощь, оказанную Турцией Франции, воевавшей с Австрией, направил султану Сулейману свой придв. оркестр, к-рый выступил с неск. концертами во дворце Топкапы).

В 16-17 вв. по приглашению двора в Турцию приезжали европ. художники, архитекторы, музыканты, актёры. Турецкое привилегированное сословие приобщалось к зап. иск-ву. Во дворце падишаха давались муз.-драм. представления, балетные пантомимы (преим. на мифологич. сюжеты). Всё большее внимание стало уделяться турецкой традиц. музыке.

Во 2-й пол. 17 в. значит. вклад в развитие Т. м. внёс Вухури-заде Мустафа Итри-эфенди, произв. к-рого сохраняют художеств. ценность. Он славился своеобразной манерой исполнения своих мелодически выразительных лирич. песен. Среди его последователей, обогативших традиц. музыку, - Захария-эфенди, Махмуд Джелаледдин, Паша Рахми-бей. Большой вклад в развитие муз. культуры Турции внёс Д. К. Кантемир (жил в Турции с 80-х гг. 17 в. до 1710). Он завоевал известность как крупнейший композитор турецкой традиц. музыки и как муз. теоретик. Благодаря созданной им системе буквенной муз. нотации сохранился ряд произв. кон. 17 - нач. 18 вв.

Растущий интерес к традиц. Т. м. особенно усилился при султанах Махмуде I и Селиме III (сер. 18 - нач. 19 вв.), к-рые сами были композиторами и исполнителями на нац. инструментах. Они поощряли существовавший на протяжении неск. веков воен. оркестр регулярной пехоты Османской империи (см. "Янычарская музыка"). В 1828 султан Махмуд II с целью создания проф. воен. оркестра пригласил в Турцию итал. комп. Дж. Доницетти (брата Г. Доницетти). За 28 лет, проведённых в Стамбуле, Доницетти воспитал немало музыкантов, среди них - Осман Ибрахим, Али Рза-бей Каптан-заде, Неджип Везир-заде, явившиеся основоположниками турецкой проф. композиторской школы европ. направления. Ученики Доницетти в кратчайшие сроки овладели игрой на разл. муз. инструментах и составили первый в стране проф. муз. коллектив (1826, на его базе впоследствии был создан Президентский симф. оркестр). Доницетти включал в репертуар оркестра произв. европ. композиторов - марши, польки, отрывки из опер. Он организовал также салонный оркестр (сам разучивал с ним итал. арии). По рекомендации Доницетти в Турцию приглашались итал. музыканты, балетмейстеры, певцы, с участием к-рых ставились небольшие оперные спектакли.

В сер. 19 в. в Стамбуле гастролировали итал. и франц. опереточные труппы. Оперетта быстро завоевала симпатии слушателей и привлекла внимание турецких композиторов. В 1876 живший в Турции арм. комп. Т. Чухаджян написал оперетту "Леблебеджи" ("Продавец гороха"), к-рая считается первой турецкой опереттой. Появляются произв. и др. театр. жанров. Популярен был балет "Зейбек" Атабинена (по мотивам нар. танцев). Интенсивное развитие проф. музыки началось после провозглашения Турции республикой (1923). В том же году была открыта Стамбульская муниципальная консерватория (с 2 отделениями - восточным и западным). В 1924 в Анкаре, ставшей столицей Турецкой Республики, открылась Школа учителей музыки (позже - Муз.-педагогич. уч-ще, послужившее базой для консерватории). Основателем и директором этой школы был композитор и один из первых турецких дирижёров Зеки Унгер, автор музыки Гос. гимна Турции. Подготовка проф. музыкантов осуществлялась также за рубежом (одарённые студенты продолжали обучение в Парижской, Венской, Пражской, Женевской и др. европ. консерваториях).

В 20-е гг. 20 в. активизировалась муз.-театр. жизнь Турции. По-прежнему одним из ведущих жанров остаётся оперетта. Наряду с произв. зап.-европ. композиторов (И. Кальмана, Ф. Легара) ставились оперетты турецких авторов - Али Рза-бей Каптан-заде ("Продавцы ложек", "Известный Асес", "Стамбульский интеллигент"), Мухлиза Сабахаттина ("Знатная особа"), Дж. Р. Рея ("Три часа", "Прекрасная жизнь", "Маскарад"; все на либретто брата композитора - Э. Р. Рея). В 1928 открылся Анкарский т-р оперетты.

В 30-е гг. складывается нац. композиторская школа. Крупнейшие её представители, т. н. турецкая пятёрка, - А. А. Сайгун, Дж. Р. Рей, У. Дж. Эркин, Н. К. Ак-сес, X. Ф. Алнар. Композиторы осваивали неизвестные ранее в музыке Турции жанры и формы. Они обратились к традиц. турецкому иск-ву, стремились в творчестве к синтезу нац. характерности с муз.-выразит. средствами зап.-европ. музыки. В 1934 на сцене Анкарского нар. дома была пост. первая турецкая нац. опера -"Феридун" Сайгуна. Тогда же появился ещё ряд одноактных опер, в т. ч. "Байондер" Аксеса (1934). В эти годы в среде творч. интеллигенции пробуждается интерес к нар. иск-ву. Организуются экспедиции с целью изучения фольклора. Появляется ряд исследований в области турецкой нар. музыки, в т. ч. работы Садеттина Ареля, Махмуда Рагипа Газимихада, Супхи-бея Эзги, Сайгуна. Турецкий фольклор привлёк внимание Б. Бартока, к-рый в 1935-36 совм. с Сайгуном совершил неск. лоездок по Турции (собрал ок. 100 мелодий).

Важным событием культурной жизни страны явилось открытие в 1936 Анкарской гос. консерватории. В её работе активное участие принимал П. Хиндемит, периодически приезжавший в Турцию. По его рекомендации из-за рубежа приглашались преподаватели. Так, здесь работал театр. деятель К. Эберт, к-рый создал в Анкарской гос. консерватории театр. ф-т, готовящий нац. кадры оперных певцов. Консерватория превратилась в крупнейший центр муз. культуры Ближнего и Среднего Востока.

В 40-50-е гг. Т. м. обогащается новыми симф. произведениями. Среди них - симф. поэма "Анкарская крепость" Аксеса (1942), симфония (1941), концерт для фп. с оркестром (1948) Рея, струн. квартет (1947), 2 симфонии (1953, 1958) Сайгуна и др. Активизируется театр. и конц. жизнь. В 1949 создан Анкарский гос. оперный т-р (на базе оперной студии Анкарской консерватории), к-рый открылся исполнением 1-го акта оперы "Керем" Сайгуна (опера полностью пост. в 1953). В кон. 50-х гг. начала функционировать оперная студия при Стамбульской консерватории, в 1960 на её базе создана Стамбульская гор. опера (позже Стамбульский гос. т-р оперы и балета), одним из основателей к-рой был А. Гюн. В Анкарском и Стамбульском т-рах ставятся оперы турецких композиторов ("Ван Гог" Кедаллы, 1957; "Молла Насреддин" Календера, 1962, и др.), а также произв. Дж. Россини, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др. На сценах т-ров выступают турецкие певцы - А. Баран, М. Чагаллы, А. Гюн, А. Манизаде, А. Манукян, М. Икту и др. В сер. 50-х гг. в Анкарской гос. консерватории создано балетное отделение (на базе переведённой из Стамбула в Анкару балетной студии, в организации к-рой в 1947 активное участие принимала англ. хореограф Н. де Валуа).

В 1945 начались концерты Стамбульского гор. симф. оркестра. В 1946 основано Стамбульское, в 1953 - Анкарское филармонич. об-ва, к-рые выступают как пропагандисты турецкой и заруб. классич. музыки. Выдвигаются талантливые музыканты-исполнители - пианистка И. Бирет, пианист М. Фенмен, скрипачки С. Кан и А. Эрдуран и др.

В 50-60-е гг. турецкие композиторы продолжают осваивать новые для вост. иск-ва жанры. Создаётся немало опер, симф., камерно-инстр. произведений. Соч. турецких композиторов начинают звучать за пределами Турции (напр., оратория "Юнус Эмре" Сайгуна исполнена в 1947 в Париже, в 1958 под рук. Л. Стоковского в Нью-Йорке; концерт для фп. с оркестром Сайгуна и концерт для скрипки с оркестром Эркина - в 1963 в Москве). Наряду с композиторами турецкой "пятёрки", интенсивно продолжавшими свою деятельность, в эти годы развернулось творчество С. Календера, Б. Тарджана, Ф. Тюзюна, Н. Кодаллы, И. Усманбаша, Б. Ареля, М. Суна и др. Эти композиторы, основываясь на нац. традициях, обогащают Т. м. совр. муз.-выразительными средствами. Большой вклад в развитие балетного жанра внёс Кодаллы, создавший первый нац. балет "Хуррем Султан" (1977, Анкарская гос. опера). Известностью пользуются произв. Тарджана (концерт для скрипки с оркестром, 1958), Тюзюна (симф. сюита "Анатолия", 1954).

Продолжает расти сеть муз.-уч. заведений. В 1973 открылась Стамбульская гос. консерватория. В турецких консерваториях принята своя система образования: на подготовит. курс консерватории (одногодичный) принимаются дети 11-12 лет, окончившие начальную школу (т. н. окул, куда поступают дети 6-7 лет и учатся в течение 5 лет). За первые 3 года занятий в консерватории учащиеся получают начальное, за последующие 3 - среднее и, наконец, за последние 3 года - высшее муз. образование (исключение - вок. отделение, куда принимаются подростки 14-15 лет, окончившие среднюю школу - орта окул).

В Турции функционируют (1980): Анкарская гос. опера, Стамбульский гос. т-р оперы и балета; симф. оркестры - Президентский в Анкаре, Стамбульский государственный (осн. в 1943) и Измирский государственный (осн. в 1962); инстр., вок. ансамбли. Муз. кадры готовят Анкарская гос. консерватория, Стамбульская муниципальная консерватория, Стамбульская гос. консерватория, Измирская гос. консерватория (осн. в 1951).

С 1972 в Стамбуле ежегодно проводится междунар. муз. фестиваль - Стамбульский фестиваль иск-в.

Литература: Виноградов В., На фестивале в Стамбуле, "СМ", 1975, No 6; Saygun A. A., Tьrk halk musikisinde pentatonism, Istanbul, 1936; его же, Ethnomusicologie turque, "Acta musicologica", 1960, v. 32, pt 2/3; его же, Musiki temel bilgisi (musik nazariyati), Istanbul. 1970; Reinhard K., Tьrkische Musik, В., 1962; Edibog lu В. S., Unlь tьrk bestekarlari, Istanbul, 1962; Sarisцzen M., Tьrk halk musikisi usulleri, Ankara, 1962; Оransay G., Bвti teknegiyle 60 tьrk bagdar, Ankara, 1965; Gьrkan T., Istanbul sanat festivali, "Cumhuriyet", 1972, 12 agustos; Picken L., Folk musical instruments of Turkey, L., 1975; Gazimihвl M. R., Ьlkelerde kopuz ve tezeneli sazlarimir, Ankara, 1975; его же, Tьrk Nefesli зalgilari, Ankara, 1975; Bartok В., Turkish folk music from Asia minor, Princeton-L., 1976.

З. Рустам-заде

реклама

вам может быть интересно

Бекар Термины и понятия
Miserere, Мизерeре Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

En tournant, ан турнан Балет и танец
Гармонизация Термины и понятия
Звукопись Термины и понятия
Тоника Термины и понятия
Ханенде Национальные культуры
Ереван Города
Сопранисты Опера, вокал, пение
Токио Города

Реклама