Турецкая музыка

Турецкая муз. культура имеет многовековую историю. На протяжении неск. столетий параллельно развивались муз. фольклор (т. е. собственно нар. творчество) и нар.-проф. музыка устной традиции (т. н. традиционная, или классическая), родственные муз. иск-ву др. тюркских народов. Аналогичные песенные жанры бытуют и в Ср. Азии, Казахстане, Азербайджане. Традиц. Т. м. связана с арабо-иран. культурой.

Турецкое нар. творчество впитало наиболее характерные особенности, присущие иск-ву народов, населявших Анатолию. (В 11-12 вв., в период образования Сельджукского султаната, многие поэты и музыканты сосредоточились в Анатолии, где сельджукские правители оказывали им особое внимание, привлекая лучших ко двору.) Турецкий фольклор, как и фольклор мн. др. народов, включает вок., инстр., песенно-танц. музыку. Наиболее широко представлены вок. жанры. Это обусловлено большой ролью поэзии в нац. культуре. Унисонные нар. песни тюркю отличаются богатством образного содержания, мелодич., ритмич., ладовым разнообразием.

Поэтич. основу нар. песен, во многом определяющую и их муз. форму, составляют стихи в таких традиц. формах, как семаи, дестан, кошма, мани.

В мелодике турецкой нар. музыки выделяются 2 стилистич. группы - кырык хава (короткая мелодия) иузун хава (длинная мелодия). Для кырык хава характерны мелодии небольшого диапазона в равномерном ритме, для узун хава - мелодии широкого диапазона, ритмически свободные (не укладывающиеся в чёткие метроритмич. схемы). Стиль кырык хава типичен для танц. мелодий, мани (незатейливая песня, род частушки), инстр. наигрышей ашиков. Узун хава включает бозлак (это в основном любовные песни, их диапазон зачастую больше октавы) и агыты (преим. траурные причитания, диапазон их по сравнению с бозлак меньше; в заключит. тактах объём мелодии не превышает кварты). В турецких нар. напевах большое значение приобретают разл. приёмы мелодич. опевания звуков, преим. I, IV и V ступеней.

Своеобразен ритм турецкой нар. музыки, во многом связанный с поэтич. ритмами. Изменчивость метрич. структуры внутри стиха нарушает квадратность, порождает синкопированность ритмики, что способствует гибкости самой мелодии. Турецкая нар. музыка основывается на простых, сложных и смешанных метрах (на практике используются обычно наиболее простые ритмич. формулы). Очень популярен ритм аксак (хромой), образующийся из сочетания 2- и 3-дольных ритмич. ячеек (существует множество его вариантов). Одна из особенностей нар. мелодий - их ладовая переменность (постоянные кратковременные отклонения из одного лада в другой). Особая "цветистость" мелоса объясняется также повышением и понижением диатонич. ступеней на комму; в Т. м. известны большой (204 цента) и малый (180 центов) целые тоны, большой (114 центов) и малый (90 центов) полутоны. Т. о., существует особая ладовая система (турецкие теоретики считают, что этой системе соответствует шкала, имеющая 24 ступени в октаве). Многие турецкие лады аналогичны европейским, однако в турецкой теории они имеют особые названия: напр., натуральный мажор с опорными I и V ступенями и пониженной на комму И ступенью называется мaххур, с теми же опорными ступенями и пониженной на комму III ступенью - раст, натуральный минор - пуселик.

Богатый пласт нар. иск-ва составляют танцы. При всём своеобразии турецкие танцы имеют много общего с танц. иск-вом народов, с к-рыми турецкий народ соприкасался на протяжении многовекового историч. развития. Танец в большой мере связан с обрядами, трудовыми процессами, религ. культом. Существуют танцы с инстр. и вок.-инстр. сопровождением, встречаются также танцы без муз. сопровождения (в частности, муж. пляски, в к-рых особый ритмич. аккомпанемент создают удары меча и кинжала о щит, воинственные выкрики исполнителей). Особый интерес представляют танцы с вок.-инстр. сопровождением благодаря сочетанию в них оригинальной нар. хореографии, нац. характерности ладоинтонац. строя песен (тюркю) и своеобразного звучания нац. инструментов. Популярны турецкие нар. танцы "Зейбек", "Халай", "Херон", "Бар", "Бенги" и др.

Нар. песни и танцы сопровождаются игрой на балабане, зурне (духовые тростниковые инструменты), кавале (продольная пастушья флейта), кеманче, сазе (струнные смычковый и щипковый инструменты). К этим инструментам обычно добавляют ударные, среди к-рых наиболее популярны давул, дэф, араб. дарбука.

В тесном взаимодействии с нар. музыкой сложилась и т. н. традиционная, или классическая, музыка. Важная роль в традиц. турецком иск-ве принадлежит ашикам (см. Ашуг). Уже в 13-14 вв. в сельджукской Конье популярностью пользовались нар. сказители - озаны, предшественники ашиков. Иск-во ашиков включало поэзию и музыку (пение, игра на муз. инструментах). Обычно ашики исполняли сочинённые ими песни, аккомпанируя себе на сазе. Ашики, иск-во к-рых связано с народом, его думами и чаяниями, пользовались большой любовью в народе. Не случайно героями мн. сказаний, легенд, поэм стали ашики. Из поколения в поколение путём устной традиции передавалось проф. мастерство ашиков, сохраняя самобытные черты турецкого нар. творчества. Ашикские песни отличаются мелодич. и метроритмич. разнообразием. Часто в ритмич. отношении вок. партия представляет собой свободную импровизацию, в то время как инстр. сопровождение выдержано в определ. чётком ритме.

Ладовой и формообразующей основой традиц. музыки является макам (родствен араб. макамам, узб. макомам, азерб. мугамам, но вместе с тем и отличен от них). В Т. м. понятие "макам" относится прежде всего к ладу. Основу макама составляют небольшие ладовые образования, подчас попевки, отличающиеся рельефностью. Существует огромное количество ладов - основных и производных (на практике применяются далеко не все, число используемых ладов сводится к 13-15 основным). Названия ладов-макамов нередко связаны с географич. понятиями, что говорит о месте их возникновения (исфаган, шираз, ирак, нихавент), образными представлениями (раст - правильный, справедливый; полистан - цветник роз; севкавер - ободряющий). Большое значение придаётся образно-эмоциональному содержанию макама и моменту его исполнения: как и у ряда других вост. народов, звучание тех или иных макамов приурочивалось к определ. времени суток (в этом аналогия макама с инд. рагой; при исполнении paг временной принцип соблюдается ещё жёстче).

Широко распространена циклич. форма фасиль. В произв. этой формы каждый из разделов выдержан в определ. макаме (по структуре эти произв. напоминают араб. нубы). Исполнителю предоставляется большая свобода импровизации (однако в пределах норм данного лада). Фасиль обычно открывает развитое, сложное по форме (чаще рондообразное), инстр. вступление - пешерев. Далее вок. эпизоды чередуются с инструментальными - таксимами; музыкант-солист импровизирует разл. мелодич. фрагменты, пассажи, подчиняясь лишь нормам избранного лада.

Традиц. музыка, основываясь на нар. ритмах, в процессе своего развития обогатилась новыми ритмич. формулами; в ряде традиц. произв. встречаются сложные ритмич. образования. Затейливо ритмич. членение мелодий (повторяющиеся ритмич. периоды и циклы). Разл. ритмич. сочетания (усули) объединяются в большие циклы (из 8, 12 и даже более 30 долей), носящие определ. названия - аксак (хромой), хафиф (лёгкий), сакиль (тяжёлый) и др.

Из муз. инструментов в традиц. музыке применяются най, танбур, уд и канун (см. Канон).

Одной из развитых ветвей проф. турецкого иск-ва является также культовая музыка. Пантеистич. представление о боге, включавшее элементы шаманского языческого толкования, нашло выражение в суфийской поэзии и культовой музыке разл. братств. Поэзия, музыка, ритуальные танцы были составными частями религ. обрядов дервишей. Создавались религ. гимны - илахи. Гимны мевлеви, исполняемые в текке (обители дервишей), оказывали сильное эмоциональное воздействие на слушателей. Многие илахи поются и поныне.

В 16 в. происходит первое знакомство турецкой дворцовой знати с европ. музыкой (король Франциск I в знак благодарности за помощь, оказанную Турцией Франции, воевавшей с Австрией, направил султану Сулейману свой придв. оркестр, к-рый выступил с неск. концертами во дворце Топкапы).

В 16-17 вв. по приглашению двора в Турцию приезжали европ. художники, архитекторы, музыканты, актёры. Турецкое привилегированное сословие приобщалось к зап. иск-ву. Во дворце падишаха давались муз.-драм. представления, балетные пантомимы (преим. на мифологич. сюжеты). Всё большее внимание стало уделяться турецкой традиц. музыке.

Во 2-й пол. 17 в. значит. вклад в развитие Т. м. внёс Вухури-заде Мустафа Итри-эфенди, произв. к-рого сохраняют художеств. ценность. Он славился своеобразной манерой исполнения своих мелодически выразительных лирич. песен. Среди его последователей, обогативших традиц. музыку, - Захария-эфенди, Махмуд Джелаледдин, Паша Рахми-бей. Большой вклад в развитие муз. культуры Турции внёс Д. К. Кантемир (жил в Турции с 80-х гг. 17 в. до 1710). Он завоевал известность как крупнейший композитор турецкой традиц. музыки и как муз. теоретик. Благодаря созданной им системе буквенной муз. нотации сохранился ряд произв. кон. 17 - нач. 18 вв.

Растущий интерес к традиц. Т. м. особенно усилился при султанах Махмуде I и Селиме III (сер. 18 - нач. 19 вв.), к-рые сами были композиторами и исполнителями на нац. инструментах. Они поощряли существовавший на протяжении неск. веков воен. оркестр регулярной пехоты Османской империи (см. "Янычарская музыка"). В 1828 султан Махмуд II с целью создания проф. воен. оркестра пригласил в Турцию итал. комп. Дж. Доницетти (брата Г. Доницетти). За 28 лет, проведённых в Стамбуле, Доницетти воспитал немало музыкантов, среди них - Осман Ибрахим, Али Рза-бей Каптан-заде, Неджип Везир-заде, явившиеся основоположниками турецкой проф. композиторской школы европ. направления. Ученики Доницетти в кратчайшие сроки овладели игрой на разл. муз. инструментах и составили первый в стране проф. муз. коллектив (1826, на его базе впоследствии был создан Президентский симф. оркестр). Доницетти включал в репертуар оркестра произв. европ. композиторов - марши, польки, отрывки из опер. Он организовал также салонный оркестр (сам разучивал с ним итал. арии). По рекомендации Доницетти в Турцию приглашались итал. музыканты, балетмейстеры, певцы, с участием к-рых ставились небольшие оперные спектакли.

В сер. 19 в. в Стамбуле гастролировали итал. и франц. опереточные труппы. Оперетта быстро завоевала симпатии слушателей и привлекла внимание турецких композиторов. В 1876 живший в Турции арм. комп. Т. Чухаджян написал оперетту "Леблебеджи" ("Продавец гороха"), к-рая считается первой турецкой опереттой. Появляются произв. и др. театр. жанров. Популярен был балет "Зейбек" Атабинена (по мотивам нар. танцев). Интенсивное развитие проф. музыки началось после провозглашения Турции республикой (1923). В том же году была открыта Стамбульская муниципальная консерватория (с 2 отделениями - восточным и западным). В 1924 в Анкаре, ставшей столицей Турецкой Республики, открылась Школа учителей музыки (позже - Муз.-педагогич. уч-ще, послужившее базой для консерватории). Основателем и директором этой школы был композитор и один из первых турецких дирижёров Зеки Унгер, автор музыки Гос. гимна Турции. Подготовка проф. музыкантов осуществлялась также за рубежом (одарённые студенты продолжали обучение в Парижской, Венской, Пражской, Женевской и др. европ. консерваториях).

В 20-е гг. 20 в. активизировалась муз.-театр. жизнь Турции. По-прежнему одним из ведущих жанров остаётся оперетта. Наряду с произв. зап.-европ. композиторов (И. Кальмана, Ф. Легара) ставились оперетты турецких авторов - Али Рза-бей Каптан-заде ("Продавцы ложек", "Известный Асес", "Стамбульский интеллигент"), Мухлиза Сабахаттина ("Знатная особа"), Дж. Р. Рея ("Три часа", "Прекрасная жизнь", "Маскарад"; все на либретто брата композитора - Э. Р. Рея). В 1928 открылся Анкарский т-р оперетты.

В 30-е гг. складывается нац. композиторская школа. Крупнейшие её представители, т. н. турецкая пятёрка, - А. А. Сайгун, Дж. Р. Рей, У. Дж. Эркин, Н. К. Ак-сес, X. Ф. Алнар. Композиторы осваивали неизвестные ранее в музыке Турции жанры и формы. Они обратились к традиц. турецкому иск-ву, стремились в творчестве к синтезу нац. характерности с муз.-выразит. средствами зап.-европ. музыки. В 1934 на сцене Анкарского нар. дома была пост. первая турецкая нац. опера -"Феридун" Сайгуна. Тогда же появился ещё ряд одноактных опер, в т. ч. "Байондер" Аксеса (1934). В эти годы в среде творч. интеллигенции пробуждается интерес к нар. иск-ву. Организуются экспедиции с целью изучения фольклора. Появляется ряд исследований в области турецкой нар. музыки, в т. ч. работы Садеттина Ареля, Махмуда Рагипа Газимихада, Супхи-бея Эзги, Сайгуна. Турецкий фольклор привлёк внимание Б. Бартока, к-рый в 1935-36 совм. с Сайгуном совершил неск. лоездок по Турции (собрал ок. 100 мелодий).

Важным событием культурной жизни страны явилось открытие в 1936 Анкарской гос. консерватории. В её работе активное участие принимал П. Хиндемит, периодически приезжавший в Турцию. По его рекомендации из-за рубежа приглашались преподаватели. Так, здесь работал театр. деятель К. Эберт, к-рый создал в Анкарской гос. консерватории театр. ф-т, готовящий нац. кадры оперных певцов. Консерватория превратилась в крупнейший центр муз. культуры Ближнего и Среднего Востока.

В 40-50-е гг. Т. м. обогащается новыми симф. произведениями. Среди них - симф. поэма "Анкарская крепость" Аксеса (1942), симфония (1941), концерт для фп. с оркестром (1948) Рея, струн. квартет (1947), 2 симфонии (1953, 1958) Сайгуна и др. Активизируется театр. и конц. жизнь. В 1949 создан Анкарский гос. оперный т-р (на базе оперной студии Анкарской консерватории), к-рый открылся исполнением 1-го акта оперы "Керем" Сайгуна (опера полностью пост. в 1953). В кон. 50-х гг. начала функционировать оперная студия при Стамбульской консерватории, в 1960 на её базе создана Стамбульская гор. опера (позже Стамбульский гос. т-р оперы и балета), одним из основателей к-рой был А. Гюн. В Анкарском и Стамбульском т-рах ставятся оперы турецких композиторов ("Ван Гог" Кедаллы, 1957; "Молла Насреддин" Календера, 1962, и др.), а также произв. Дж. Россини, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др. На сценах т-ров выступают турецкие певцы - А. Баран, М. Чагаллы, А. Гюн, А. Манизаде, А. Манукян, М. Икту и др. В сер. 50-х гг. в Анкарской гос. консерватории создано балетное отделение (на базе переведённой из Стамбула в Анкару балетной студии, в организации к-рой в 1947 активное участие принимала англ. хореограф Н. де Валуа).

В 1945 начались концерты Стамбульского гор. симф. оркестра. В 1946 основано Стамбульское, в 1953 - Анкарское филармонич. об-ва, к-рые выступают как пропагандисты турецкой и заруб. классич. музыки. Выдвигаются талантливые музыканты-исполнители - пианистка И. Бирет, пианист М. Фенмен, скрипачки С. Кан и А. Эрдуран и др.

В 50-60-е гг. турецкие композиторы продолжают осваивать новые для вост. иск-ва жанры. Создаётся немало опер, симф., камерно-инстр. произведений. Соч. турецких композиторов начинают звучать за пределами Турции (напр., оратория "Юнус Эмре" Сайгуна исполнена в 1947 в Париже, в 1958 под рук. Л. Стоковского в Нью-Йорке; концерт для фп. с оркестром Сайгуна и концерт для скрипки с оркестром Эркина - в 1963 в Москве). Наряду с композиторами турецкой "пятёрки", интенсивно продолжавшими свою деятельность, в эти годы развернулось творчество С. Календера, Б. Тарджана, Ф. Тюзюна, Н. Кодаллы, И. Усманбаша, Б. Ареля, М. Суна и др. Эти композиторы, основываясь на нац. традициях, обогащают Т. м. совр. муз.-выразительными средствами. Большой вклад в развитие балетного жанра внёс Кодаллы, создавший первый нац. балет "Хуррем Султан" (1977, Анкарская гос. опера). Известностью пользуются произв. Тарджана (концерт для скрипки с оркестром, 1958), Тюзюна (симф. сюита "Анатолия", 1954).

Продолжает расти сеть муз.-уч. заведений. В 1973 открылась Стамбульская гос. консерватория. В турецких консерваториях принята своя система образования: на подготовит. курс консерватории (одногодичный) принимаются дети 11-12 лет, окончившие начальную школу (т. н. окул, куда поступают дети 6-7 лет и учатся в течение 5 лет). За первые 3 года занятий в консерватории учащиеся получают начальное, за последующие 3 - среднее и, наконец, за последние 3 года - высшее муз. образование (исключение - вок. отделение, куда принимаются подростки 14-15 лет, окончившие среднюю школу - орта окул).

В Турции функционируют (1980): Анкарская гос. опера, Стамбульский гос. т-р оперы и балета; симф. оркестры - Президентский в Анкаре, Стамбульский государственный (осн. в 1943) и Измирский государственный (осн. в 1962); инстр., вок. ансамбли. Муз. кадры готовят Анкарская гос. консерватория, Стамбульская муниципальная консерватория, Стамбульская гос. консерватория, Измирская гос. консерватория (осн. в 1951).

С 1972 в Стамбуле ежегодно проводится междунар. муз. фестиваль - Стамбульский фестиваль иск-в.

Литература: Виноградов В., На фестивале в Стамбуле, "СМ", 1975, No 6; Saygun A. A., Tьrk halk musikisinde pentatonism, Istanbul, 1936; его же, Ethnomusicologie turque, "Acta musicologica", 1960, v. 32, pt 2/3; его же, Musiki temel bilgisi (musik nazariyati), Istanbul. 1970; Reinhard K., Tьrkische Musik, В., 1962; Edibog lu В. S., Unlь tьrk bestekarlari, Istanbul, 1962; Sarisцzen M., Tьrk halk musikisi usulleri, Ankara, 1962; Оransay G., Bвti teknegiyle 60 tьrk bagdar, Ankara, 1965; Gьrkan T., Istanbul sanat festivali, "Cumhuriyet", 1972, 12 agustos; Picken L., Folk musical instruments of Turkey, L., 1975; Gazimihвl M. R., Ьlkelerde kopuz ve tezeneli sazlarimir, Ankara, 1975; его же, Tьrk Nefesli зalgilari, Ankara, 1975; Bartok В., Turkish folk music from Asia minor, Princeton-L., 1976.

З. Рустам-заде

реклама

вам может быть интересно

Трость Музыкальные инструменты
Цыганская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Эпиталама Музыкальные жанры
Вокальное искусство Опера, вокал, пение
Парафраза Музыкальные жанры
Транспозиция Термины и понятия
Флейта Музыкальные инструменты
Legato, легато Термины и понятия
Петербургская школа Течения в искусстве
Соединенных Штатов Америки музыка Национальные культуры
Македонская музыка Национальные культуры
Алеаторика Течения в искусстве

Реклама



Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 11373
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть