Труба

Труба

от древневерхненем. trumba; итал. tromba, франц. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet

Духовой медный мундштучный музыкальный инструмент. Изготовляется из латуни или сплава меди с цинком (т. н. томпак или полутомпак). Состоит из дважды согнутого переходящего в раструб ствола цилиндро-конич. сечения (диаметр ок. 11 мм, дл. ок. 1500 мм) и мундштука в виде полушария. Звук светлый, яркий. Т. известна с древности; в ср. века т. н. натуральная Т. (без вентилей) применялась в качестве сигнального инструмента пастухами, охотниками, воинами; использовалась во время торжеств. шествий, празднеств: трубными фанфарами открывались Олимпийские игры (эта традиция сохранилась и ныне), а также религ. церемонии.

Старинная Т. изготовлялась из меди, бронзы или серебра (с 1737 серебряные Т. в рус. армии стали воен. регалиями). В 16-17 вв. существовал обычай на разл. празднествах, открывавшихся трубными фанфарами, исполнять специально написанные композиторами (в т. ч. самими трубачами) к данному событию вступит. пьесы - интрады. В оперный оркестр безвентильные Т. введены в 1607 К. Монтеверди - в фанфаре из 5 самостоят. партий в увертюре (токкате) к опере "Орфей". В 17 в. наиболее распространёнными были Т. in D и in С, позднее использовалась Т. in В, канал к-рой был вдвое длиннее, чем у совр. Т., она имела диапазон с - е3 (по записи). Для использования натуральной Т. в разл. тональностях применялись добавочные кроны. В 18 - нач. 19 вв. чаще использовались T. in F, имевшие добавочные кроны in E, Es, D, Des, С, понижавшие осн. строй на интервал от 1/2 до 2 1/2 тона; для перехода в более низкие тональности - Н, В - составлялись комбинации из неск. добавочных крон. Среди нем. мастеров, изготовлявших Т., - Шнитцер, Нейшель (16 в.), Шмид, Нагель, Хайнлейн, Кодиш, Фейт (17 в.), Ээ, Лайхамшнайдер (18 в.); в кон. 17 - нач. 18 вв. особенно популярны были Т. работы И. Хаса из Нюрнберга. Из англ. мастеров выделялись Дадли, У. Буль (17 в.), Винкингс и Харрис (18 в.). В 1744 рус. мастера Н. П. Котельников, С. Михайлов и И. С. Храповицкий изготавливали медные трубы на Моск. фабрике муз. Инструментов, с 1774 там же работал известный мастер Д. Михайлов.

Для расширения натурального звукоряда на старинной Т. применялись т. н. закрытые звуки, образовывавшиеся при введении руки в раструб для его прикрытия, - приём, значительно изменяющий качество звука и придающий ему глухой и "сдавленный" характер. С кон. 18 в. известна напоминавшая тромбон Т. с кулисой, снабжённой коротким коленом (раздвигалось рукой исполнителя и возвращалось в первоначальное положение пружинным механизмом).

В 1801 венский трубач А. Вейдингер сконструировал Т. с клапанами (изготовил мастер Райдль). В 1816 появились Т. с хроматич. звукорядом, снабжённые помповым (пистонным) либо вентильным механизмом. Эти Т. вскоре полностью вытеснили безвентильные Т.; изготавливались гл. обр. in F, Es, D, С. По указанию Дж. Верди была сконструирована прямая вытянутая Т. с одним вентилем, к-рую он ввёл в партитуру оперы "Аида" (т. н. египетская Т.; распространения не получила). К нач. 20 в. в России лучшими были Т. с вращающимися вентилями фирмы Ю. Г. Циммермана, с 1950-х гг. наиболее совершенными являются помповые Т. амер. фирмы "Бах - Страдивариус" и франц. фирмы "Сельмер".

В совр. симф. оркестре применяются Т. in В (хроматич. диапазон е - с3; общая длина без мундштука 465-470 мм) и in С (звучит тоном выше, имеет более резкий и открытый тембр); всего в состав оркестра обычно входят 2-3 Т. (изредка используется до 5 партий - у Г. Малера, А. Н. Скрябина и др.). Т. применяется в дух., джаз. и в эстр. оркестрах. При игре на Т. важным средством изменения характера звука является . Т. йотируется в скрипичном ключе, без ключевых знаков, на тон выше действит. звучания (in В), Пишется в партитуре между партиями валторн и тромбонов. Т. используется и как сольный инструмент (в опере "Золотой петушок" Римского-Корсакова, балете "Петрушка" Стравинского, "Поэме экстаза" Скрябина). Концерты для Т. с оркестром создали Г. Телеман, Й. Гайдн, И. Гуммель, А. Жоливе, З. Кржижек, А. Томази, А. Ф. Гедике, В. Щёлоков, В. Пескин, В, Цыбин, А. Г. Арутюнян, В. И. Багдонас, М. С. Вайнберг, С. Г. Леончик, А. Н. Пахмутова, Э. Тамберг, А. Красотов и др.

Т. с древних времён используется в музыкальном быту разных народов; были популярны рус. пастушья Т., гуцульская трембита, молд. бучум, груз. хоротото, узб. и тадж. карнай и др.

Разновидности Т. - малая (пикколо; на квинту выше сопрановой), альтовая (введена Н. А. Римским-Корсаковым; на большую терцию и чистую кварту ниже сопрановой), басовая Т. (введена Р. Вагнером) - in Es, in D, in С, in В.

Литература: Рогаль-Левицкий Д. M., Труба, в его кн.: Современный оркестр, т. 2, М., 1953; Усов Ю. A., Труба, М., 1966; Чулаки М. И., Инструменты симфонического оркестра, М.-Л., 1950, М., 1972; Розенберг А. A.,O русском производстве духовых инструментов в XVIII в., в кн.: Традиции русской музыкальной культуры XVIII в., Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 21, М., 1975.

А. А. Розенберг

реклама

вам может быть интересно

Ария Опера, вокал, пение
Характерный танец Балет и танец

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Allegro, аллегро Термины и понятия
Pas de chat, па де ша Балет и танец
Оперетта Музыкальные жанры
Модуляция Термины и понятия
Японская музыка Национальные культуры
Legato, легато Термины и понятия
Ирландская музыка Национальные культуры
Строгий стиль Термины и понятия
Терция Термины и понятия
Свободный стиль Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

музыкальные инструменты

просмотры: 3082
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть