Тищенко. Симфония No. 3

Symphony No. 3, Op. 36

Борис Тищенко

Третья симфония Бориса Тищенко состоит из пяти частей. Первые четыре внутренне связаны и составляют Meditations (от латинского meditation — размышление). Пятая часть — Посткриптум — несколько обособлена, что объясняется творческим замыслом снять напряжение и драматизм предыдущих частей.

Первая часть вводит слушателя в круг образов симфонии. Ее мелодические линии, проводимые отдельными инструментами оркестра, диатоничны, пронизаны подлинно русскими мотивами. Но это усложненная диатоника. Постепенно отдельные линии–тембры сочетаются вместе, доводя напряжение до высшего накала, и в этот момент композитор предписывает всем инструментам оркестра импровизировать на группу заданных нот, исполняемых в произвольном ритме и артикуляции в течение точно указанного времени.

Вторая часть — новый этап развития. Композитор сохраняет основной принцип развертывания, свойственный первой части. Манера изложения тематического материала становится более жесткой, импульсивной. В этой части важная роль отведена ударным, представленным в симфонии большим набором инструментов, включая неизвестные, например, ferro flescibile (гибкая стальная полоса, наподобие пилы; звук извлекается путем удара одним исполнителем, в то время как второй периодически ее сгибает и разгибает).

Во второй части достигается кульминация огромного драматизма, приводящая к трагической развязке.

Реакцией на происшедшее, его закономерным продолжением воспринимается третья часть симфонии, отличающаяся по музыкальному языку и стилю от предыдущего повествования. С самого начала устанавливается особое, не нарушающееся на протяжении всей части состояние, связанное со стенаниями, жалобами. Струнные инструменты глиссандируют; имитационно включаются все новые голоса, к струнным подключаются сначала медные духовые, потом деревянные, затем ударные инструменты и фортепиано, также выполняющее ударные функции. Звучание достигает своего апогея в совместной импровизации всего оркестра. Внезапно импровизация прерывается, и к глиссандирующим инструментам оркестра присоединяются человеческие голоса — сопрано и баритон, звучащие за сценой. Их вступление воспринимается как новая краска оркестра, что создает необходимую тембровую новизну ткани, в то же время эти тембры тонко и точно передают атмосферу драмы, в центре которой находится человек.

Четвертая часть симфонии повторяет основное построение первой части и сохраняет тот же тип изложения, но в несколько сокращенном виде, как бы возвращаясь к изначальному повествованию.

После напряженного развития сложные драматические коллизии разрешаются в Постскриптуме. Пятая часть начинается с изложения новой, еще нигде не звучавшей темы у гобоя. Ее постоянное возвращение к устойчивому звуку, неторопливое движение и значительная протяженность снимает эмоциональное напряжение и подводит итог симфонической драмы.

Михаил Бялик

реклама

вам может быть интересно

Шопен. Ноктюрны Фортепианные

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Композитор

Борис Тищенко

Год создания

1966

Жанр

симфонические

Страна

СССР

просмотры: 5862
добавлено: 21.10.2014



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть