Тетрахорд

Категории словаря

греч. tetraxordon, букв. — четырёхструнник, от tetra, в сложных словах — четыре и xordn — струна

Четырёхступенный звукоряд в диапазоне чистой кварты (напр., g - а - h - с). Особое положение Т. среди монодич. ладовых структур определяется взаимодействием 2 первичных факторов ладообразования - линейного (связанного с движением по тонам гаммы от устоя) и гармонического (соответственно - с противопоставлением консонантных и диссонантных отношений). Роль консонанса как регулятора мелодич. движения раньше всего приобрёл самый узкий из консонансов - кварта, "первый" консонанс (Гаудентий; см. Janus С., "Musici scriptores graeci", p. 338). Благодаря этому Т. (а не октахорд и пентахорд) прежде других звукорядов становится осн. ячейкой ладовой системы. Такова роль Т. в др.-греч. музыке. Образующие остов Т. консонирующие краевые тоны ("неподвижные" - estotes, "гестуты") являются в нём устоями, а подвижные (xinoumenoi - "кинэмены") могут изменяться, образуя в пределах 4 ступеней разл. звукоряды диатонич., хроматич. и энгармонич. родов (см. Древнегреческие лады). Сочетание Т. друг с другом привело к возникновению более сложных ладовых структур (наиболее важные среди них - октавные лады, т. н. "гармонии").

Ср.-век. ладовая система, в отличие от греческой, в качестве осн. модели имеет не Т., а более многозвучные структуры - октавный лад, гвидонов гексахорд. Однако роль Т. остаётся в них чрезвычайно важной. Так, совокупность финалисов средневековых ладов образует T. DEFG (= defg в совр. системе нотации); в рамках октавного лада Т. остаётся осн. структурной ячейкой.

Гвидонов гексахорд представляет собой переплетение всех трёх разл. по интервалике диатонич. Т.

Тетрахорд

В структуре звукорядов, характерных для рус. нар. мелодики, Т. того или иного интервального состава является одним из важнейших составных элементов. В нек-рых образцах древнейших мелодий звукоряд песни ограничивается Т. (см. Звуковая система). Структура обиходного звукоряда, образованная трихордами "тон-тон" с интервалом кварты между звуками, занимающими одинаковое положение в смежных трихордах, отражает внеоктавный принцип и может быть представлена как сцепление тетрахордов "тон-тон-полутон" (см. Совершенная система).

Литература: Janus С., Musici scriptores graeci, Lpz., 1895, reprografischer Nachdruck, Hildesheim, 1962; Musica enchiriadis, в кн.: Gerbert M., Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum, t. 1, St. Blasien, 1784, reprogralischer Nachdruck, Hildesheim, 1963.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Иракская музыка Национальные культуры
Коломыйка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Остинато Термины и понятия
Народная песня Музыкальные жанры
Флейта Пана Музыкальные инструменты
Милан Города
Португальский балет Балет и танец
Фисгармония Музыкальные инструменты
Petit, пти Балет и танец
Австралийская музыка Национальные культуры
Испанская музыка Национальные культуры

Реклама