Нина Михайловна Стуколкина

Nina Stukolkina

Нина Михайловна Стуколкина / Nina Stukolkina

Заслуженная артистка РСФСР (1956). Окончила Петроградское хореографическое училище в 1922 (ученица О. Преображенской, Е. Гердт, М. Романовой, А. Монахова, И. Кшесинского). Артистка ГАТОБа — Театра им. Кирова в 1922-58.

Первая исполнительница партий: Стеша («Родные поля»), Уличная танцовщица («Медный всадник»), фламенко («Лауренсия»), Персидка (опера «Хованщина», балетм. Р. Захаров), краковяк (опера «Иван Сусанин»); др. партии: Сванильда; Береника («Египетские ночи»), Мерседес, Уличная танцовщица («Дон Кихот»), Комсомолка («Золотой век»), Тереза («Пламя Парижа»), Айша («Гаянэ»), Служанка трактира («Ромео и Джульетта»), Эфиопская принцесса («Золушка»); характерные танцы: уральский, вост., укр., рапсодия («Конек-Горбунок»), сарацинский, вост., венг., панадерос («Раймонда»), чардаш, исп. («Лебединое озеро»), цыганский, болеро («Дон Кихот»), исп., вост. («Щелкунчик»), еврейский («Египетские ночи»), половецкие пляски (опера «Князь Игорь»), зоронго (опера «Кармен») и др.

В 1950-58 педагог труппы Театра им. Кирова, в 1958-69 — ЛХУ, в 1953-58 — Театра муз. комедии, в 1960-64 и в 1971-73 балетмейстер-репетитор Минского театра, в 1968-71 — Театра им. Навои, в 1978-83 — Чувашского муз. театра.

Стуколкина была одной из ведущих характерных танцовщиц Театра им. Кирова. Ее танец — страстный, порой самозабвенный, но в то же время пластичный и тонкий по рисунку — всегда пользовался успехом у зрителя. «Исполнительница многих характерных партий,— пишет о Стуколкиной В. Красовская,— она блистала в одной. Никто, кроме нее, не срывал таких рукоплесканий пляской Мерседес в «Дон Кихоте». Высокая, угловатая, с сурово-замкнутым лицом, она начинала первый ход по сцене, сдерживая закипавшую страсть, и в несколько мгновений доводила ее до экстатического порыва. В сполохах оранжево-красной юбки ноги бешено рассекали, дробили напевный мотив; руки метались, взбивая воздух; прямой, напряженно натянутый торс переламывался в талии пополам; запрокидывалось лицо, все так же неподвижное и словно побледневшее в рассыпавшихся черных волосах...»

Сочинения: Четыре экзерсиса.— М., 1972; Самобытное искусство.— В кн.: Симфония гор. Фрунзе, 1969; Воспоминания.— В кн.: Л. М. Лавровский. М., 1983; Замыслы.— Иск-во и жизнь, 1940, № 10; Победа актеров.— Ленингр. правда, 1941, 12 янв.

Литература: Шмырова Т. Н. М. Стуколкина [Буклет].— Л., 1957; Смольский Б. Белорусский музыкальный театр.— Минск, 1963; Чурко Ю. Белорусский балет.— Минск, 1966; Михайлов М. Молодые годы ленинградского балета.— Л., 1978; Чернова Н. От Гельцер до Улановой.— М., 1979; Волынский А. «Сильфида».— Жизнь иск-ва, 1922, № 17; Бродерсен Ю. «Сильфида».— Вестник т-ра и иск-ва, 1922, № 25; Соллертинский И. «Иван Сусанин» в Гос. театре оперы и балета им. С. М. Кирова.— Иск-во и жизнь, 1939, № 8; Кремшевская Г. 35 лет служения балету.— Театр. Ленинград, 1957, № 41; Алексеева Т. Прекрасной юности пора...— Сов. балет, 1982, № 6; Степанюк А. Страницы календаря: Н. М. Стуколкина.— Там же, 1985, № 5.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Ван Клиберн Пианисты
Эйтор Вила Лобос Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

26.08.1905

Дата смерти

03.03.1999

Профессия

балерина, педагог

Страна

СССР

просмотры: 5457
добавлено: 22.07.2013



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть