Строчное пение

Категории словаря

Строчное пение - вид др.-рус. церк. многоголосия. Участники хора не разделялись на партии по регистровому или тембровому признакам, изложение было 2-, 3-голосное (отсюда термин "троестрочное пение") и редко 4-голосное. Голос, ведущий осн. мелодию, занимал в партитуре среднее место и назывался путём, а его исполнители - путниками. Мелодию, звучащую выше пути, писали в партитуре над путём и называли верхом, а её исполнителей - вершниками. Мелодию, звучащую ниже пути, писали под путём и называли низом, а её исполнителей нижниками. В 4-гол. произв. приписывалась ещё мелодия под назв. "демество", исполнители к-рого именовались демественниками. Демество чаще всего писали выше пути. В целом диапазон партитуры соответствовал 12-ступенному диатонич. звукоряду от G до d1. Высокие детские голоса пели октавой выше написанного. Для облегчения чтения партитуры её строки писали вперемежку чернилами и киноварью.

В построении такой партитуры ясно выступают 2 принципа: принцип "ленточного" многоголосия, где все голоса поют одну мелодию с разл. ступеней звукоряда, почти в точности сохраняя её высотный и ритмич. контур, и принцип подголосочной полифонии, где голоса образуют подголоски, звучащие на выдержанных нотах осн. мелодии.

Время и обстоятельства появления С. п. не установлены. Нек-рые историч. документы дают возможность предполагать, что С. п. было известно в Москве уже в 20-е гг. 17 в. Сохранившиеся рукописи С. п. относятся к кон. 17 и нач. 18 вв. С. п. подвергалось резкой критике со стороны приверженцев партесного многоголосия (И. Т. Коренев, Н. П. Дилецкий) за обилие диссонансов и гармонич. несогласованность голосов. В. Ф. Одоевский в конце принадлежащего ему "Троестрочника" писал: "Предположение, что эти три партии когда-либо могли быть петы вместе, одновременно, не может даже возбуждать вопроса. Между ними нет никакого гармонического сопряжения; здесь явно партии вполне отдельные...". Многое в С. п. до сих пор остаётся неясным.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Голубцов A., Чиновник Новгородского Софийского собора, М., 1899; Беляев В., Раннее русское многоголосие, в кн.: Studia memoriae Belae Bartok sacra, Bdpst, 1956, то же, в его кн.: О музыкальном фольклоре и древней письменности, М., 1971; Бражников М., Русское церковное пение XII - XVIII вв., в сб.: Musica antiqua Europae Orientalis, I, Warsz., 1966; Скребков С., Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII века, М., 1969, с. 48-59; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971.

Н. Д. Успенский

реклама

вам может быть интересно

Оперные фестивали Опера, вокал, пение
Хорватская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Контратенор (Контртенор) Опера, вокал, пение
Трио-соната Термины и понятия
Оратория Музыкальные жанры
Канадский балет Балет и танец
Гусан Термины и понятия
Ноты Термины и понятия
Танго Музыкальные жанры
Целотоновый лад Термины и понятия
Португальская музыка Национальные культуры
Чанги Музыкальные инструменты

Реклама