Самуил Александрович Столерман

Столерман, Самуил

Заслуженный артист Грузинской ССР (1924), народный артист Украинской ССР (1937). Имя этого артиста неразрывно связано с расцветом музыкального театра нескольких республик. Неуемная энергия и способность постигать характер и стиль национальных музыкальных культур сделали его замечательным соратником композиторов Грузии, Армении, Азербайджана, Украины, давшим сценическую жизнь многим произведениям.

Необычным путем пришел к дирижерской профессии сын бедного портного, родившийся в дальневосточном городке Кяхта. В раннем детстве познал он тяжелый труд, нужду и лишения. Но однажды, услышав игру слепого скрипача, юноша почувствовал, что в музыке его призвание. Он пешком прошел сотни километров — до Иркутска — и сумел поступить в военный духовой оркестр, где прослужил восемь лет. В середине 90-х годов Столерман впервые попробовал себя как дирижер за пультом струнного оркестра драматического театра. После этого он работал в странствующей опереточной труппе, а затем начал дирижировать и операми.

В 1905 году Столерман впервые приехал в Москву. На него обратил внимание В. Сафонов, который помог молодому музыканту получить место дирижера в театре Народного дома. Поставив здесь «Руслана» и «Царскую невесту», Столерман получил предложение отправиться в Красноярск и возглавить там симфонический оркестр.

С необычайной интенсивностью развернулась деятельность Столермана после революции. Работая в театрах Тифлиса и Баку и затем, возглавляя оперные театры Одессы (1927—1944) и Киева (1944—1949), он не порывает связей с республиками Закавказья, много концертирует повсюду. С необычайной энергией берется артист за постановку новых опер, знаменующих собой рождение национальных музыкальных культур. В Тбилиси под его управлением впервые увидели свет рампы «Сказание о Шота Руставели» Д. Аракишвили, «Коварная Тамара» М. Баланчивадзе, «Кэто и Котэ» и «Лейла» В. Долидзе в 1919—1926 годах. В Баку он осуществил постановки опер «Аршин мал алан» и «Шах Сенем». На Украине при его участии состоялись премьеры опер «Тарас Бульба» Лысенко (в новой редакции), «Разлом» Фемилиди, «Золотой обруч» («Захар Беркут») Лятошинского, «В плену у яблонь» Чишко, «Трагедийная ночь» Данькевича. Одна из любимейших опер Столермана — «Алмаст» Спендиарова: в 1930 году он ставит ее впервые в Одессе, на украинском языке; два года спустя — в Грузии и, наконец, в 19ЗЗ году дирижирует в Ереване на первом представлении оперы в день открытия первого в Армении оперного театра. Наряду с этой огромной работой Столерман регулярно ставит и классические оперы: «Лоэнгрин», «Севильский цирюльник», «Аида», «Борис Годунов», «Царская невеста», «Майская ночь», «Иван Сусанин», «Пиковая дама» и другие. Все это убедительно свидетельствует о широте творческих интересов артиста.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Дино Чиани Пианисты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

1874

Дата смерти

1949

Профессия

дирижёр

Страна

Россия, СССР

просмотры: 2735
добавлено: 13.04.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть