Петербургская школа

Петербургская школа — условное определение, которым охватывается творчество группы русских композиторов, связанных с «Могучей кучкой» и Беляевским кружком.

В конце 19 в. центром петербургской школы становится Петербургская консерватория, где преподавал Н. А. Римский-Корсаков. Его творческие принципы и методы оказывали большое влияние на формирование обучавшихся здесь молодых композиторов. К виднейшим представителям петербургской школы принадлежали старшие ученики Римского-Корсакова, авторитетные педагоги А. К. Лядов и А. К. Глазунов.

Петербургской школе противопоставлялась московская школа, возглавлявшаяся П. И. Чайковским и С. И. Танеевым, но различие между ними касалось не коренных идейно-эстетических основ творчества, а более частных моментов в стилистической ориентации, в отношении к классическому наследству и разным течениям зарубежной музыки того времени. В значительной степени оно было связано с особенностями индивидуального склада композиторов, представлявших эти школы. Петербургская и московская школы находились в русле передового реалистического направления русской музыки, развивавшего традиции основоположника отечественной музыкальной классики М. И. Глинки.

Уже в середине 80-х гг. проявляется тенденция к их сближению. Глазунов под влиянием встреч и бесед с Танеевым пересмотрел некоторые из взглядов, воспринятых им от своих учителей М. А. Балакирева и Римского-Корсакова. Впоследствии он писал о большом влиянии Чайковского на формирование его симфонического мастерства. С течением времени разногласия между московской и петербургской школой сглаживались и теряли свою остроту. Это проявилось, в частности, в высокой оценке петербургскими музыкантами зрелых произведений Танеева, который в 90-х гг. устанавливает дружественные отношения с композиторами, группировавшимися около Римского-Корсакова.

Стремление к синтезу принципов обеих школ было характерно для многих композиторов, выдвинувшихся на рубеже 19-20 вв., среди них — А. С. Аренский, А. Т. Гречанинов, M. M. Ипполитов-Иванов, Вас. С. Калинников, отчасти С. В. Рахманинов.

Литература: см. при статьях «Могучая кучка», Беляевский кружок.

Ю. В. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

Русская музыка 12.01.2011 в 15:37

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Санкт-Петербург

Тип

творческие объединения

просмотры: 8082
добавлено: 11.01.2012



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть