Петербургская школа

Петербургская школа — условное определение, которым охватывается творчество группы русских композиторов, связанных с «Могучей кучкой» и Беляевским кружком.

В конце 19 в. центром петербургской школы становится Петербургская консерватория, где преподавал Н. А. Римский-Корсаков. Его творческие принципы и методы оказывали большое влияние на формирование обучавшихся здесь молодых композиторов. К виднейшим представителям петербургской школы принадлежали старшие ученики Римского-Корсакова, авторитетные педагоги А. К. Лядов и А. К. Глазунов.

Петербургской школе противопоставлялась московская школа, возглавлявшаяся П. И. Чайковским и С. И. Танеевым, но различие между ними касалось не коренных идейно-эстетических основ творчества, а более частных моментов в стилистической ориентации, в отношении к классическому наследству и разным течениям зарубежной музыки того времени. В значительной степени оно было связано с особенностями индивидуального склада композиторов, представлявших эти школы. Петербургская и московская школы находились в русле передового реалистического направления русской музыки, развивавшего традиции основоположника отечественной музыкальной классики М. И. Глинки.

Уже в середине 80-х гг. проявляется тенденция к их сближению. Глазунов под влиянием встреч и бесед с Танеевым пересмотрел некоторые из взглядов, воспринятых им от своих учителей М. А. Балакирева и Римского-Корсакова. Впоследствии он писал о большом влиянии Чайковского на формирование его симфонического мастерства. С течением времени разногласия между московской и петербургской школой сглаживались и теряли свою остроту. Это проявилось, в частности, в высокой оценке петербургскими музыкантами зрелых произведений Танеева, который в 90-х гг. устанавливает дружественные отношения с композиторами, группировавшимися около Римского-Корсакова.

Стремление к синтезу принципов обеих школ было характерно для многих композиторов, выдвинувшихся на рубеже 19-20 вв., среди них — А. С. Аренский, А. Т. Гречанинов, M. M. Ипполитов-Иванов, Вас. С. Калинников, отчасти С. В. Рахманинов.

Литература: см. при статьях «Могучая кучка», Беляевский кружок.

Ю. В. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

Парижская консерватория Организации, учебные заведения

Словарные статьи

Русская музыка 12.01.2011 в 15:37

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Белорусское хореографическое училище Организации, учебные заведения
Батшева Данс Компани Балетные труппы
Бесплатная музыкальная школа Организации, учебные заведения
Академия русского балета имени Вагановой Организации, учебные заведения
Веймарская школа Творческие объединения
Петербургская школа Творческие объединения
Джульярдская школа Организации, учебные заведения

Реклама

Город

Санкт-Петербург

Тип

творческие объединения

просмотры: 7535
добавлено: 11.01.2012



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть