Ода Абрамовна Слободская

Oda Slobodskaya

Есть случай, когда выражение "ровесник Октября" не звучит дремучим и полузабытым штампом советских времен, а обретает особый смысл. Все начиналось так...

"Одетый в богатую порфировую мантию, со скипетром в руках, с короной испанского короля Филиппа на голове, я выхожу из собора на площадь... В эту минуту на Неве, поблизости от Народного Дома, раздается внезапно пушечный выстрел. В качестве короля, не терпящего возражений, я сурово прислушиваюсь - не реплика ли это мне? Выстрел повторяется. С высоты ступеней собора я замечаю, что народ дрогнул. Третий выстрел и четвертый - один за другим. Площадь моя стала пуста. Хористы и статисты двинулись к кулисам и, забыв по еретиков, стали громко обсуждать, в какую сторону бежать... Через минуту за кулисы прибежали люди и сообщили, что снаряды летят в противоположную сторону и что опасаться нечего. Мы остались на сцене и продолжали действие. Осталась и публика в зале, также не знавшая, в какую сторону бежать, и поэтому решившая сидеть на месте.

— Почему же пушки? - спрашивали мы вестовых.
— А это, видите ли, крейсер "Аврора" обстреливает Зимний дворец, в котором заседает Временное правительство...

Этот знаменитый фрагмент из шаляпинских воспоминаний "Маска и душа" хорошо известен всем. Менее известно, что в этот памятный день 25 октября (7 ноября) 1917 года состоялся дебют на оперной сцене никому тогда еще неизвестной молодой певицы Оды Слободской, исполнившей партию Елизаветы.

Сколько прекрасных российских талантов, в том числе и певческих, вынуждено было покинуть родную землю после большевистского переворота в силу тех или иных причин. Тяготы советской жизни для многих оказались непосильными. Среди них и Слободская.

Певица родилась в Вильно 28 ноября 1895 года. Училась в Петербургской консерватории, где занималась в классе вокала у Н.Ирецкой и в оперном классе у И.Ершова. Еще в студенческие годы она выступила в 9-й симфонии Бетховена под управлением Сергея Кусевицкого.

После успешного дебюта молодая артистка продолжала выступать в Народом Доме, а вскоре вышла на сцену Мариинского театра, где дебютировала в партии Лизы (среди других партий в эти годы были Маша в "Дубровском", Феврония, Маргарита, Шемаханская царица, Елена в "Мефистофеле"). Однако настоящая известность к Слободской пришла только за границей, куда она уехала в 1921 году.

3 июня 1922 года в парижской "Гранд-Опера" в рамках дягилевской антрепризы состоялась мировая премьера "Мавры" Ф.Стравинского, в которой певица исполнила главную роль Параши. На премьере пели также Елена Садовень (Соседка) и Стефан Белина-Скупевский (Гусар). Именно эта постановка положила начало успешной карьере певицы.

Берлин, гастроли с украинским хором по Северной и Южной Америке, выступления в Мексике, Париж, Лондон, Голландия, Бельгия - вот основные географические вехи ее творческой биографии. В 1931 году, спустя 10 лет после совместных выступлений в Петрограде, судьба вновь сводит Слободскую с Шаляпиным. В Лондоне она участвует вместе с ним в гастролях оперной труппы А.Церетели, поет партию Наташи в "Русалке".

Среди наиболее значимых успехов Слободской выступление в 1932 году Ковент-Гардене в партии Венеры в "Тангейзере" вместе с Л.Мельхиором, в сезоне 1933/34 годов в Ла Скала (партия Февронии) и, наконец, участие в английской премьере оперы Д.Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда", осуществленной в 1936 году п/у А.Коутса в Лондоне (партия Катерины Измайловой).

В 1941 году в разгар войны Ода Слободская участвовала в интереснейшем английском проекте, осуществленном известным дирижером, уроженцем России, Анатолием Фистулари*. В театре "Савой" была поставлена "Сорочинская ярмарка" М.Мусоргского. Слободская пела в опере партию Параси. В проекте участвовала также Кира Вэйн, подробно описавшая в своих мемуарах эту постановку.

Наряду с выступлениями на оперной сцене, Слободская весьма успешно работала на радио, сотрудничала с Би-Би-Си. Участвовала здесь в исполнении "Пиковой дамы", исполнив партию Графини.

После войны певица, в основном, жила и работала в Англии, активно ведя концертную деятельность. Она являлась блестящим интерпретатором камерных сочинений С.Рахманинова, А.Гречанинова И.Стравинского и, особенно, Н.Метнера, с которым неоднократно вместе выступала. Творчество певицы сохранилось в записях граммофонных фирм His Masters Voice, Saga, Decca (романсы Метнера, произведения Стравинского, Я.Сибелиуса, "Письмо Татьяны" и даже песня М.Блантера "В лесу прифронтовом"). В 1983 году ряд записей Слободской был издан фирмой "Мелодия" в составе авторской пластинки Н.Метнера.

Слободская завершила свою карьеру в 1960 году. В 1961 она посетила СССР, навестила родственников в Ленинграде. Муж Слободской - летчик, погиб во время войны в "Битве над Англией". Скончалась Слободская 30 июля 1970 года в Лондоне.

Примечание:

* Анатолий Григорьевич Фистулари (1907-1995) родился в Киеве. Учился в Петербурге у отца, известного в свое время дирижера. Был вундеркиндом, в семилетнем возрасте исполнил с оркестром 6-ю симфонию Чайковского. В 1929 году покинул Россию. Участвовал в различных антрепризах. Среди оперных постановок "Борис Годунов" с Шаляпиным (1933), "Севильский цирюльник" (1933), "Сорочинская ярмарка" (1941) и др. Выступал с Русским балетом Монте-Карло, Лондонским филармоническим оркестром (с 1943). Работал также в США, Новой Зеландии. Был женат на дочери Густава Малера Анне.

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

Гаэтано Вестрис Танцовщики

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

10.12.1888

Дата смерти

29.07.1970

Профессия

певица

Тип голоса

сопрано

Страна

Россия

просмотры: 3428
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть