Опера Линдпайнтнера «Сицилийская вечерня»

Il Vespro siciliano (Die sizilianische Vesper)

Петер Йозеф фон Линдпайнтнер / Peter Josef von Lindpaintner

Героическая мелодрама с танцами в четырех актах (melodramma eroico con ballo, 1843) Петера Йозефа фон Линдпайнтнера (Peter Joseph von Lindpaintner, 1791—1856). Оригинальное немецкое либретто Гериберта Рау (Heribert Rau, 1813—1876). Итальянская версия либретто Вильгельма Гезера (Wilhelm Häser, 1781—1867) в современной редакции Рето Мюллера (Reto Müller, 2014) и Стефано Пьяны (Stefano Piana, 2014). Критическая редакция итальянской версии партитуры осуществлена Фолькером Тостой (Volker Tosta, 2014).

Первая постановка: Штутгарт, Королевский Придворный театр (Koniglichen Hoftheater), 10 мая 1843 года (немецкая версия). Первое в наше время исполнение итальянской версии в форме концерта состоялось в 2015 году в Бад-Вильдбаде (Германия) в Тринкхалле (Trinkhalle) в рамках Belcanto Opera Festival «Россини в Вильдбаде» (Rossini in Wildbad) под патронажем Его Королевского Высочества Герцога Карла Вюртембергского (аванпремьера – 23 июля, официальная премьера – 25 июля). Трансляция аудиозаписи фестивального исполнения оперы в Бад-Вильдбаде состоялась на Deutschlandradio Kultur 1 августа 2015 года.

Историческая справка по сюжету и синопсис оперы приводятся на основе итальянской версии соответствующего клавира композитора (riduzione per canto e pianoforte del compositore). © 2014 by Edition Nordstern, Musikverlag, Stuttgart, Germany.

Действующие лица: Карл I Анжуйский, король Неаполя и Сицилии, граф Прованса (баритон); его фавориты – Альфонс Друэ, маркиз де Лак, француз (тенор), Граф ди Фонди, сицилийский дворянин (тенор); Элеонора, супруга Графа ди Фонди (сопрано); ее камеристки – Челинда (сопрано), Аурелия (сопрано); Альбино, паж Графа ди Фонди (меццо-сопрано); Гийом л’Этендар, губернатор Сицилии (тенор); французские дворяне – Граф ди Марш (бас), Граф де Беллекур (бас); Джованни да Прочида, сицилийский дворянин, врач, политик, дипломат (бас); сицилийские дворяне – Виконт Вернаццо (тенор), Граф ди Сансеверино (тенор), Альберджо да Барбьяно (бас), Франческо Руффо (бас); тюремщик (бас); двое слуг (тенор и бас из солистов хора); хор – сицилийские и французские дворяне, свита короля Карла, солдаты, монахи, народ, слуги, пажи.

Действие происходит на Сицилии в Палермо и его окрестностях в 1282 году.

Историческая справка

В Италии во второй половине XIII века гвельфы, последователи Папы, всё еще продолжали оставаться в кровавом затяжном противостоянии с гибеллинами, сторонниками романо-германского императора (императора Священной Римской империи). В августе 1265 года Папа Климент IV (годы понтификата 1265–1268) отдал Королевство Сицилии Карлу I Анжуйскому, брату французского короля Людовика IX Святого в качестве платы за политический союз против Манфреда из династии Гогенштауфенов, права на сицилийское наследство которого Святой престол признавать отказывался. В том же году Карл Анжуйский был провозглашен римским сенатором, а 6 января 1266 года в соборе Святого Петра в Риме пятью кардиналами от имени Климента IV был коронован королем Сицилии.

К тому времени Сицилия уже находилась под властью Манфреда, не признававшего над ней сюзеренитет Папы. Своего незаконнорожденного сына Манфреда император Фридрих II Гогенштауфен в качестве законного наследника признал лишь на смертном одре. Он оставил ему Тарентское княжество на южной оконечности Италии (нынешняя провинция Тáранто) и управление империей до прибытия своего старшего сына Конрада IV – легитимного наследника и сводного брата Манфреда, который частично был восстановлен в правах в самый последний момент. После смерти Конрада IV Манфред в 1254 году стал регентом государства. 2 декабря 1254 года в битве при Фодже при поддержке сарацинов он разбил папские войска, и это позволило ему покорить Неаполь и ряд южноитальянских провинций, а затем и Сицилию.

На основании ложного слуха о смерти проживавшего в Баварии Конрадина, последнего законного отпрыска императорского дома Гогенштауфенов, сына Конрада IV и внука Фридриха II, в 1258 году Манфред возложил на себя королевскую корону Сицилии, фактически став узурпатором. Впрочем, когда к нему явились посланники от Конрадина, признать его право на наследство он согласился. Усиление власти Манфреда с 1254 года, естественно, вызвало недовольство приверженцев Конрадина в Германии, так что договор Святого престола с Карлом Анжуйским о противостоянии Манфреду был заключен еще Папой Урбаном IV, предшественником Климента IV. В 1266 году Карл Анжуйский вторгся в Южную Италию и в двух сражениях одержал победу над противником. Решающим противостоянием стала битва при Беневенто 26 февраля 1266 года: немцы были разбиты, а сам Манфред погиб на поле боя.

В ответ на это итальянские гибеллины при поддержке враждебной Карлу Анжуйскому сицилийской знати предложили Конрадину вступить во владение отцовскими землями в Италии. Поначалу итальянский поход, начавшийся в 1267 году, принес Конрадину успех: битва против французов в долине Арно была выиграна, и в июле 1268 года Рим приветствовал его как императора, а вспыхнувшее в его пользу восстание на Сицилии все больше и больше распространялось при поддержке испанцев. Но в решающей битве при Тальякоццо к северо-востоку от Рима 23 августа 1268 года французы наголову разбили смешанное наемное войско Конрадина, который бежал, но вскоре был схвачен и выдан Карлу Анжуйскому. Конрадина судили как изменника и вместе с его сторонниками обезглавили на рыночной площади Неаполя 29 октября 1268 года, что для Европы того времени стало значительным потрясением.

К 1282 году Карлу Анжуйскому удалось создать могущественное средиземноморское государство, и еще при Папе Клименте IV, когда Карл Анжуйский, согласно договора, сложил с себя полномочия сенатора, стало ясно, что он ведет самостоятельную политику, далекую от интересов Рима. Впрочем, сенатором Рима, в зависимости от вереницы смены Пап, за годы своего правления на Сицилии он становился еще не раз. Однако в результате народного восстания, вошедшего в историю как «Сицилийская вечерня», которое началось в Палермо на Пасху с 29-го на 30 марта 1282 года и быстро охватило весь остров, 4 сентября того же года на Сицилии под именем Педро I короновался Педро III Арагонский. Он прибыл по призыву восставших, высадившись в Трапани 30 августа. Само восстание сопровождалось массовым истреблением французов, и в сентябре-октябре 1282 года Педро I Сицилийский взял под контроль весь остров, а к февралю 1283 года – и значительную часть Калабрии. В результате этого Карл Анжуйский после предпринятой им безуспешной попытки противостояния восставшим и войскам нового короля Сицилии был вынужден снять осаду Мессины, где стоял его флот, и отплыть на континент, а сам он и его наследники впоследствии смогли сохранить за собой лишь Неаполь.

Призыв Педро III Арагонского на сицилийский трон связан с тем, что в 1262 году еще Манфред выдал за него свою дочь от первого брака Констанцу, ставшую после гибели Конрадина единственной наследницей Гогенштауфенов. Педро III стал королем Арагона в 1276 году после смерти отца Хайме I и как зять одного из последних Гогенштауфенов имел права на корону Сицилии. Все годы господства на Сицилии Карла Анжуйского, правившего там «наездами» из Неаполя, в то время как его наместники и вассалы занимались грабежами и насилиями, затаенное недовольство оккупантами зрело как среди сицилийской знати, так и среди народа. При этом могущественный сицилийский монарх совсем упустил из виду то, что при Арагонском дворе уверенно набирала силу коалиция его врагов. Педро III Арагонский поддерживал изгнанников, которые готовили заговор против Карла Анжуйского.

Полюсом сплочения сицилийцев, задыхающихся под властью французов, стал сицилийский дворянин Джованни да Прочида (1210 – 1298). Уроженец Салерно, врач, политик и дипломат, еще в детстве он проникся идеями гибеллинов и единственной целью жизни считал освобождение своего народа. Достигнув при дворе Гогенштауфенов значительной власти, он был личным врачом Фридриха II и наставником молодого Манфреда, а также врачом кардинала Джованни Орсини (будущего Папы Николая III). После гибели Манфреда в битве при Беневенто в 1266 году от двора Гогенштауфенов Прочида был вынужден бежать в Венецию. Существует красивая легенда, что в 1268 году он якобы был в Неаполе во время казни Конрадина и что именно он сохранил перчатку, которую Конрадин бросил в толпу перед казнью, но вряд ли это могло быть правдой. Все владения Прочиды были конфискованы Карлом Анжуйским, и с тех пор мысль о низвержении короля Сицилии Прочиду уж более не покидала. Свой план мести он вынашивал 12 лет, и есть версия, что у него были и личные счеты с королем, подданные которого подвергли поруганию честь его жены и дочери.

Но как бы то ни было, путешествуя после изгнания по Европе, – посещая Германию, различные регионы Италии, Византию (Константинополь), Рим и Арагон, – он вел огромную работу по привлечению внимания европейских политических сил к поддержке вызревавшего в недрах сицилийской нации освободительного движения. Папа Николай III (годы понтификата 1277 – 1280), обеспокоенный необычайным усилением своего номинального вассала Карла Анжуйского, одобрил планы Прочиды, а византийский император Михаил VIII Палеолог, на чью корону покушался Карл Анжуйский, оказал сицилийцам финансовую помощь лишь с согласия Папы. Понятно, что сменивший Николая III давний друг французской королевской семьи Папа Мартин IV (годы понтификата 1281 – 1285), избранию которого способствовал Карл Анжуйский, Педро III Арагонского после его коронации на Сицилии сразу же отлучил от церкви.

В 1279 и 1280 годах Прочида тайно дважды был на Сицилии, но о его заговоре мало что известно. Так и не ясно, явились ли последующие революционные события 1282 года прямой причиной этого заговора, или же роль Прочиды свелась в них лишь к возмущению Сицилии против ненавистного ей Карла Анжуйского и дипломатическому посредничеству в сношениях между европейскими монархами и Святым престолом. Самогó же Прочиды во время «Сицилийской вечерни» в Палермо не было: он прибыл туда несколько месяцев спустя, когда Педро III Арагонский был уже коронован. Но по легенде именно Прочида в период Великого поста 1282 года тайно распространял призывы к восстанию, которое должно было начаться в то момент, когда колокола пробьют Пасхальную вечерню: это должно было стать сигналом к началу массового уничтожения оккупантов.

2 февраля 1283 года Прочида был назначен канцлером Сицилии и, несмотря на свой уже преклонный возраст, вел активную дипломатическую деятельность при различных европейских дворах. После завершения своей последней дипломатической миссии Прочида умер в Риме. Джованни да Прочида – это Джованни III. Его родители – Джованни II да Прочида и Клеменца Логотета, представители знатных дворянских родов с небольшого острова Прочида, фамильной вотчины, находящейся в Неаполитанском заливе рядом с известным островом Искья. И своего героя – «Вильгельма Телля сицилийской нации» – жители неприметного на карте Италии острова Прочида почитают и по сей день.

Сюжет

Акт I. Празднично убранный зал дворца Графа ди Фонди в Палермо. На званый прием собрались французские и сицилийские дворяне. Песни захмелевших от вина французских гостей перемежаются с затаенной ненавистью сицилийцев к иностранным захватчикам. Губернатор Сицилии Этендар весьма нетактично спрашивает хозяина дома, почему сицилийцы так недовольны, и хочет знать, почему на приеме нет хозяйки этого дома. Фонди извиняется, но, тем не менее, представить гостям вечера свою молодую супругу Элеонору отказывается. Француз Беллекур провоцирует затаенную ненависть сицилийцев, предлагая тост за короля. Чтобы предотвратить открытый конфликт, в ситуацию вмешивается Этендар. В то время как французские гости вскоре начинают покидать зал, губернатор упрекает местное дворянство в горячности и несдержанности. Едва все французы уходят, Фонди раскрывает соотечественникам план освобождения. Будучи любимцем короля, он хочет рассеять их недоверие и открывает потайную дверь, через которую входит Прочида, много лет назад изгнанный королем из страны. Он сообщает присутствующим, что Педро Арагонский уже взял путь на Сицилию, чтобы поддержать восстание против французов и по праву взойти на трон. Заговорщики клянутся бороться за свободу своей родины до победного исхода, когда Альбино, паж Фонди, сообщает о надвигающемся с минуты на минуту прибытии короля. Через некоторое время, завершив свою тайную встречу, почти все заговорщики расходятся. Пребывая в решимости и воодушевлении, они непрестанно повторяют клич «Свободная Сицилия!».

В этот момент в зал, где Фонди остается лишь со своими самыми близкими друзьями, – Вернаццо, Сансеверино, Барбьяно и Руффо, – дрожа от волнения, врывается Элеонора: с момента их свадьбы графиня постоянно скрывается мужем от посторонних глаз, общаясь с ним лишь через служанку Челинду, одну из камеристок, приставленных к ней. Фонди неохотно признает: то, что она узнала от Челинды, – правда. Ему как верноподданному дворянину сообщить королю о красоте Элеоноры следовало бы уже давно, но, страстно влюбившись, он не сделал этого и сам тайно женился на ней. Свою взаимную любовь оба подтверждают вновь, после чего Элеонора, прежде чем король сможет ее здесь увидеть, удаляется, чтобы надежно спрятаться в старой башне замка. Когда Карл со своей свитой, наконец, прибывает, он требует от Фонди объяснений, так как Друэ, другой протеже короля и соперник Фонди, уже успел раскрыть перед королем обман с женитьбой последнего. Карл немедленно требует привести к нему Элеонору, и Фонди невозмутимо отправляет слуг за женщиной, которая «названа ими графиней». Когда спустя мгновение появляется Челинда, Друэ сразу же выявляет новый обман, так что теперь искать Элеонору по всему дворцу приходится самому королю. Естественно, что ее он так и не находит.

Акт II. Картина 1. Большая площадь перед дворцом Фонди. Простые сицилийцы азартно отплясывают национальные танцы, а со стороны сооруженного неподалеку тента слышны язвительные песни, которые поют французские солдаты. Облачившись монахом-пилигримом, Прочида снует среди толпы, и его крамольные речи с новой силой призывают народ к открытому восстанию против оккупантов. Выходя из дворца, на площади в сопровождении Друэ, Фонди, Вернаццо, других дворян и гвардейцев появляется Карл. Слыша шум и наблюдая всеобщую суматоху, он желает знать, чего хочет народ Сицилии, что нужно ему для спокойствия. Услышав в ответ призывы к свободе и справедливости, король приказывает опасно распаленной толпе сложить оружие и смириться. В присутствии вооруженной королевской гвардии сицилийцам ничего не остается, как подчиниться. Час всеобщего восстания еще не настал, и, понимая это, свой вклад в «диалог с народом» вносит и Вернаццо, пытаясь как можно быстро и мягче погасить возникшее противостояние. Когда напряженность рассеивается, Фонди просит короля наказать Друэ за его клеветнические обвинения, так как поиски «графини» по всему дворцу графа так ни к чему и не привели. В ответ на это Карл немедленно принимает решение об изгнании клеветника. В то время как Карл с Фонди и свитой удаляются, уязвленный честолюбивый Друэ уже вынашивает планы реванша над своим соперником. Сами же сицилийцы также по-прежнему полны решимости взять реванш над французами и окончательно изгнать их со своего острова.

Картина 2. Дворцовый сад в имении Фонди. Постепенно сгущаются сумерки. Для того чтобы Друэ смог осуществить свою месть, ему идеально подошла Аурелия, еще одна камеристка графини, с которой он успел уже закрутить любовную интрижку. Он приглашает Аурелию на ночное рандеву, но пока он ждет ее, появляется Альбино, который влюблен в Аурелию и поэтому проследил за Друэ. Их короткая перепалка переходит в поединок, но через несколько мгновений прибегает Аурелия, разнимает их и, беспокоясь за Альбино, просит его уйти. И ему ничего не остается, как подчиниться. Обманом Друэ удается убедить Аурелию предъявить королю настоящую графиню, и Альбино, который, к счастью, подслушал их разговор, тотчас же спешит сообщить об этом Фонди.

Картина 3. Комната в старой башне дворца Фонди. Элеонора, погруженная в тягостные мысли, ждет мужа и не замечает, что в то же самое время Карл и Друэ, ведомые Аурелией, появляются на балконе, с которого они без труда смогут увидеть Фонди, входящего в это тайное убежище. Со своей стороны, граф, даже будучи предупрежденным Альбино о неизбежном раскрытии Элеоноры с помощью новой интриги Друэ, твердо убежден в том, что в связи с приближающимся на Сицилии восстанием политическое положение короля так шатко, что он больше не представляет для них угрозу. И Фонди, как ни в чем не бывало, не таясь, приходит к Элеоноре и на этот раз. Но опасность им явно недооценена: внезапно нагрянувший Карл, взяв в свидетели Друэ, Аурелию и четверку самых близких друзей Фонди, приказывает арестовать графа и надеть на него кандалы.

Акт III. Картина 1. Вестибюль дворца Фонди. Влюбленные друг в друга Аурелия и Альбино, с горечью переживающие произошедшие события, полны решимости помочь своим хозяевам. Между тем король обосновался во дворце Фонди, а самогó хозяина замка бросил в темницу, и прежде, чем отправиться в обратный путь в Неаполь, Карл решает устроить здесь большой бал.

Картина 2. Снова роскошный зал во дворце Фонди. Посредине – королевский трон. Здесь собрались французские и сицилийские аристократы, придворные и танцоры. Мелькают пажи и слуги. Наконец, появляются Карл и Друэ. По окончании бала, Аурелия, припав к ногам монарха, просит о милости для своей госпожи. Король посылает за Элеонорой и ставит ей условие: Фонди будет позволено жить в изгнании, если она выйдет замуж за короля. Эта сделка отвергается Элеонорой с негодованием и отвращением: при этом она с вызовом и намеком на скорую расплату напоминает Карлу про осень 1268 года в Неаполе, когда по его приказу был обезглавлен Конрадин, последний отпрыск по мужской линии из дома Гогенштауфенов. Это внезапное воспоминание болезненно и мучительно вызывает в его сознании страшного призрака убитого Конрадина, но после того, как видéние пропадает, король больше не слушает Элеонору: приказывая Друэ казнить ее, он уходит. На вероломного фаворита короля пытается воздействовать Аурелия, но это оставляет его безучастным. Друэ уже хочет увести Элеонору, когда путь ему преграждает переодетый монахом Прочида. Его люди в масках к груди Друэ приставляют кинжалы, и это дает время Прочиде и Элеоноре в спешке исчезнуть через потайную дверь.

Акт IV. Картина 1. Вход в подземелье во дворце Фонди. В темницу к узнику короля приходит Аурелия, принося старому тюремщику кувшин вина. Пока она поет ему французскую песню, которая с тоской напоминает о его стране, он постепенно выпивает весь кувшин и бессознательно пьянеет. После этого проникнуть в темницу и освободить графа Аурелии уже не мешает ничто. Опасаясь быть узнанным, Фонди прячется от посторонних взоров под просторным плащом: вскоре он оказывается на свободе.

Картина 2. Комната во дворце Вернаццо в Палермо. Здесь нашла приют Элеонора. Она по-прежнему печальна, и ситуация на этот раз усугубляется тем, что по приказу короля ее муж арестован. Но, наконец, приходит долгожданная весть: Фонди на свободе! Первым эту весть приносит Альбино, а вслед за ним появляется и радостная Аурелия. После ее прихода общему счастью всех троих поистине нет предела!

Картина 3. Просторная живописная местность в окрестностях Палермо. Вдалеке – город, с одной стороны – гора Пеллегрино, с другой – море. Рассвет. Появляются Прочида и Вернаццо. С ними приходит огромное количество сицилийцев, и народ всё продолжает прибывать. Прочида воодушевляет толпу, распространяя среди собравшихся информацию, что мятеж начнется, когда в день Пасхи по всей Сицилии зазвонят колокола церковных вечерен. К народному революционному морю присоединяется и подоспевший Фонди, который от Прочиды узнает, что его жена Элеонора жива и укрыта в надежном месте. Постепенно гул голосов стихает, все расходятся. Фонди и Прочида уходят вместе.

Картина 4. Рыночная площадь в Палермо в преддверии Пасхи. На нее стекаются знать и народ, французы и сицилийцы. Во главе гарнизона, явно выделяясь среди всего собравшегося французского дворянства, находится Друэ. Постепенно и заговорщики во главе с Прочидой стягиваются поодаль. Среди пришедших на площадь – также Аурелия и Элеонора, лицо которой покрыто вуалью. Избегать новых стычек Друэ и эскорту его солдат удается до тех пор, пока Пасхальное шествие внушает спокойствие и почтение к нему каждого участника. Когда среди женщин в процессии Друэ узнает Элеонору, он приказывает остановить шествие, но безуспешно. Он, тем не менее, пытается стянуть вуаль с ее лица, но в этот момент грудь Друэ насмерть пронзает кинжал переодетого монахом Фонди. Одновременно с этим начинают звонить колокола, призывающие к Пасхальной вечерне, и на ненавистных французов, сметая всё на своем пути, тут же обрушиваются сицилийцы. С отрядом патриотов, в руках которых – завоеванный в бою вражеский флаг, на площади появляется Прочида. В многолетней упорной и кровавой борьбе сицилийцев одержана победа. Упиваясь свободой, завоеванной их выдержкой и отвагой, они скандируют свой главный лозунг: «Счастливая Сицилия – свободная Сицилия!»

реклама

вам может быть интересно

Моцарт. Мотет «Exsultate, jubilate» Вокально-симфонические

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Петер Йозеф фон Линдпайнтнер

Дата премьеры

10.05.1843

Жанр

оперы

Страна

Германия

Автор

Игорь Корябин

просмотры: 1978
добавлено: 18.08.2015



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть