Синодальный хор

Synodal Choir

Город
Москва
Год основания
1710
Тип
Синодальный хор. Фото с сайта mospat.ru

Один из старейших русских профессиональных хоров. Был создан в 1710 (по другим данным, в 1721) на базе мужского хора патриарших певчих дьяков (Москва). Основанный в конце 16 века, он славился превосходными певцами, отобранными из других церковных хоров; наряду с пением в церкви выступал и на придворных празднествах.

Синодальный хор первоначально состоял из 44 певцов-мужчин, в 1767 были введены и детские голоса. В 1830 при Синодальном хоре было открыто Синодальное училище (см. Московское синодальное училище церковного пения), в котором стали обучаться малолетние певчие, принятые в состав хора. В 1874 училище возглавил регент Д. Г. Вигилев, много сделавший для музыкального развития певчих.

Переломным моментом в истории Синодального хора явился 1886, когда к руководству пришли хоровой дирижёр В. С. Орлов и его помощник А. Д. Кастальский. Директором Синодального училища в этот же период был С. В. Смоленский, при котором уровень подготовки юных певчих значительно повысился. Энергичная работа трёх видных музыкальных деятелей способствовала росту исполнительского мастерства хора. Если прежде деятельность Синодального хора ограничивалась рамками церковного пения, то теперь он стал принимать участие в светских концертах. Орлов и Кастальский приобщали молодых певцов к русской народно-песенной традиции, знакомили их с образцами знаменного распева, не тронутого позднейшей гармонической обработкой.

Уже на первых концертах, состоявшихся в 1890 под управлением Орлова, Синодальный хор показал себя замечательным исполнительским коллективом (в его составе к этому времени было 45 мальчиков и 25 мужчин). В репертуар Синодального хора входили произведения Палестрины, О. Лассо; он принимал участие в исполнении сочинений И. С. Баха (месса h-moll, «Страсти по Матфею»), В. А. Моцарта (Реквием), Л. Бетховена (финал 9-й симфонии), а также П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова.

Большое значение для художественного развития коллектива имело творческое общение с ним московских композиторов — С. И. Танеева, Вик. С. Калинникова, Ю. С. Сахновского, П. Г. Чеснокова, создававших многие свои произведения в расчёте на исполнение их Синодальным хором.

В 1895 хор выступил в Москве с циклом исторических концертов русской духовной музыки от В. П. Титова до Чайковского. В 1899 с большим успехом прошёл концерт Синодального хора в Вене. Пресса отмечала редкую слаженность ансамбля, красоту нежных детских голосов и мощную богатырскую звучность басов. В 1911 Синодальный хор под руководством H. M. Данилина гастролировал в Италии, Австрии, Германии; его выступления были подлинным триумфом русской хоровой культуры. Восторженно отозвались о Синодальном хоре А. Тосканини и Л. Перози, руководитель Сикстинской капеллы в Риме.

В Синодальном хоре получили художественное воспитание известные советские хормейстеры М. Ю. Шорин, А. В. Преображенский, В. П. Степанов, А. С. Степанов, С. А. Шуйский. Синодальный хор существовал до 1919.

Московский Синодальный хор возродился весной 2009 года. Ныне хором руководит заслуженный артист России Алексей Пузаков. Помимо участия в торжественных богослужениях хор выступает с концертными программами, принимает участие в международных фестивалях.

Литература: Разумовский Д., Патриаршие певчие дьяки и поддьяки, в его кн.: Патриаршие певчие дьяки и поддьяки и государевы певчие дьяки, СПБ, 1895, Металлов В., Синодальные, бывшие патриаршие, певчие, «РМГ», 1898, No 10-12, 1901, No 17-18, 19-26; Локшин Д., Выдающиеся русские хоры и их дирижеры, М., 1953, 1963. Смотрите также литературу при статье Московское синодальное училище церковного пения.

Т. В. Попова

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама