Павел Алексеевич Серебряков

Pavel Serebryakov

Дата рождения
28.02.1909
Дата смерти
17.08.1977
Профессия
Страна
СССР
Павел Алексеевич Серебряков
Павел Алексеевич Серебряков Павел Алексеевич Серебряков

Долгие годы Павел Серебряков возглавлял старейшую в нашей стране Ленинградскую консерваторию. А более полувека назад он приехал сюда из Царицына и, волнуясь, предстал перед внушительной комиссией, среди членов которой был Александр Константинович Глазунов, как теперь можно сказать,- один из его предшественников по "ректорскому креслу". Выдающийся композитор проницательно оценил способности провинциального юноши, и последний стал студентом в классе Л. В. Николаева. По окончании консерватории (1930) и курса аспирантуры (1932) он успешно выступил на Всесоюзном конкурсе 1933 года (вторая премия).

Блестящие артистические перспективы не заставили Серебрякова отказаться от активной музыкально-общественной деятельности, которая всегда была близка его энергичной натуре. Еще в 1938 году он встал "у руля" Ленинградской консерватории и оставался на этом ответственном посту до 1951 года; в 1961-1977 годах он вновь ректор консерватории (с 1939 года профессор). И вообще все это время артист находился, как принято говорить, в гуще художественной жизни страны, способствуя становлению и развитию отечественной культуры. Можно утверждать, что такой склад характера сказался и на манере его пианизма, который С. И. Савшинский справедливо назвал демократическим.

Около пятидесяти лет на концертной эстраде... Достаточное время, чтобы пройти разные стилистические фазы, сменить привязанности. "Ветер перемен" коснулся, понятно, и Серебрякова, однако его художественная натура отличалась редкой цельностью, постоянством творческих устремлений. "Еще в начале его концертной деятельности,- пишет Н. Растопчина,- критика отмечала масштабность, инициативу, темперамент как самое отличительное в игре молодого музыканта. С годами облик пианиста менялся. Совершенствовалось мастерство, появлялись сдержанность, глубина, строгая мужественность. Но в одном отношении его искусство оставалось неизменным: в искренности чувствований, страстности переживаний, ясности мироощущений".

В репертуарной палитре Серебрякова также нетрудно определить генеральное русло. Это, в первую очередь, русская фортепианная классика, а в ней прежде всего Рахманинов: Второй и Третий концерты, Вторая соната. Вариации на тему Корелли, оба цикла этюдов-картин, прелюдии, музыкальные моменты и многое другое. Среди лучших достижений пианиста - Первый концерт Чайковского. Все это еще очень давно дало основание Е. Светланову характеризовать Серебрякова как настойчивого пропагандиста русской фортепианной музыки, как вдумчивого истолкователя произведений Чайковского и Рахманинова. Прибавим к этому имена Мусоргского и Скрябина.

На концертных афишах Серебрякова за прошедшие десятилетия найдем более 500 названий. Владение различными репертуарными пластами позволило артисту в ленинградском сезоне 1967/68 года дать цикл из десяти фортепианных вечеров-монографий, в котором было представлено творчество Бетховена, Шопена, Шумана, Листа, Брамса, Мусоргского, Чайковского, Скрябина, Рахманинова и Прокофьева. Как видим, при всей определенности художественных вкусов пианист не сковывал себя какими бы то ни было рамками.

"В искусстве, как и в жизни,- говорил он,- меня привлекают острые конфликты, бурные драматические коллизии, яркие контрасты... В музыке мне особенно близки Бетховен и Рахманинов. Но, мне кажется, пианист не должен быть рабом своих пристрастий... Меня, например, привлекает романтическая музыка - Шопен, Шуман, Лист. Однако наравне с ними в моем репертуаре имеются оригинальные произведения и транскрипции Баха, сонаты Скарлатти, концерты и сонаты Моцарта, Брамса".

Свое понимание общественной значимости искусства Серебряков всегда реализовывал в непосредственной исполнительской практике. Он поддерживал тесную связь с мастерами советской музыки, в первую очередь с ленинградскими композиторами, познакомил слушателей с произведениями Б. Гольца, И. Дзержинского, Г. Уствольской, В. Волошинова, А. Лабковского, М. Глуха, Н. Червинского, Б. Майзеля, Н. Симонян, В. Успенского. Важно подчеркнуть, что многие из этих сочинений входили в программы его зарубежных гастролей. С другой стороны, Серебряков предлагал вниманию советской аудитории мало известные у нас опусы Э. Вила Лобоса, К. Санторо, Л. Фернандеса и других авторов.

Вся эта разнообразная музыкальная "продукция" демонстрировалась Серебряковым ярко и серьезно. Как подчеркивала С. Хентова, в его трактовках "преобладает „крупный план": ясные контуры, резкие контрасты. Но воля и напряжение органично сочетаются с лирической мягкостью, задушевностью, поэтичностью и простотой. Глубокий, полный звук, большая амплитуда динамики (от чуть слышного пианиссимо до могучего фортиссимо), четкий и гибкий ритм, яркие, почти оркестровые эффекты звучности составляют основу его мастерства".

Мы уже говорили, что Серебряков долгие годы был связан с Ленинградской консерваторией. Здесь он воспитал множество пианистов, работающих ныне в разных городах страны. Среди них - лауреаты всесоюзных и международных конкурсов Г. Федорова, В. Васильев, Е. Мурина, М. Волчок и другие.

Литература: Растопчина Н. Павел Алексеевич Серебряков.- Л., 1970; Растопчина Н. Павел Серебряков.— М., 1978.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама