Павел Алексеевич Серебряков

Pavel Serebryakov

Павел Алексеевич Серебряков
Павел Алексеевич Серебряков Павел Алексеевич Серебряков

Долгие годы Павел Серебряков возглавлял старейшую в нашей стране Ленинградскую консерваторию. А более полувека назад он приехал сюда из Царицына и, волнуясь, предстал перед внушительной комиссией, среди членов которой был Александр Константинович Глазунов, как теперь можно сказать,- один из его предшественников по "ректорскому креслу". Выдающийся композитор проницательно оценил способности провинциального юноши, и последний стал студентом в классе Л. В. Николаева. По окончании консерватории (1930) и курса аспирантуры (1932) он успешно выступил на Всесоюзном конкурсе 1933 года (вторая премия).

Блестящие артистические перспективы не заставили Серебрякова отказаться от активной музыкально-общественной деятельности, которая всегда была близка его энергичной натуре. Еще в 1938 году он встал "у руля" Ленинградской консерватории и оставался на этом ответственном посту до 1951 года; в 1961-1977 годах он вновь ректор консерватории (с 1939 года профессор). И вообще все это время артист находился, как принято говорить, в гуще художественной жизни страны, способствуя становлению и развитию отечественной культуры. Можно утверждать, что такой склад характера сказался и на манере его пианизма, который С. И. Савшинский справедливо назвал демократическим.

Около пятидесяти лет на концертной эстраде... Достаточное время, чтобы пройти разные стилистические фазы, сменить привязанности. "Ветер перемен" коснулся, понятно, и Серебрякова, однако его художественная натура отличалась редкой цельностью, постоянством творческих устремлений. "Еще в начале его концертной деятельности,- пишет Н. Растопчина,- критика отмечала масштабность, инициативу, темперамент как самое отличительное в игре молодого музыканта. С годами облик пианиста менялся. Совершенствовалось мастерство, появлялись сдержанность, глубина, строгая мужественность. Но в одном отношении его искусство оставалось неизменным: в искренности чувствований, страстности переживаний, ясности мироощущений".

В репертуарной палитре Серебрякова также нетрудно определить генеральное русло. Это, в первую очередь, русская фортепианная классика, а в ней прежде всего Рахманинов: Второй и Третий концерты, Вторая соната. Вариации на тему Корелли, оба цикла этюдов-картин, прелюдии, музыкальные моменты и многое другое. Среди лучших достижений пианиста - Первый концерт Чайковского. Все это еще очень давно дало основание Е. Светланову характеризовать Серебрякова как настойчивого пропагандиста русской фортепианной музыки, как вдумчивого истолкователя произведений Чайковского и Рахманинова. Прибавим к этому имена Мусоргского и Скрябина.

На концертных афишах Серебрякова за прошедшие десятилетия найдем более 500 названий. Владение различными репертуарными пластами позволило артисту в ленинградском сезоне 1967/68 года дать цикл из десяти фортепианных вечеров-монографий, в котором было представлено творчество Бетховена, Шопена, Шумана, Листа, Брамса, Мусоргского, Чайковского, Скрябина, Рахманинова и Прокофьева. Как видим, при всей определенности художественных вкусов пианист не сковывал себя какими бы то ни было рамками.

"В искусстве, как и в жизни,- говорил он,- меня привлекают острые конфликты, бурные драматические коллизии, яркие контрасты... В музыке мне особенно близки Бетховен и Рахманинов. Но, мне кажется, пианист не должен быть рабом своих пристрастий... Меня, например, привлекает романтическая музыка - Шопен, Шуман, Лист. Однако наравне с ними в моем репертуаре имеются оригинальные произведения и транскрипции Баха, сонаты Скарлатти, концерты и сонаты Моцарта, Брамса".

Свое понимание общественной значимости искусства Серебряков всегда реализовывал в непосредственной исполнительской практике. Он поддерживал тесную связь с мастерами советской музыки, в первую очередь с ленинградскими композиторами, познакомил слушателей с произведениями Б. Гольца, И. Дзержинского, Г. Уствольской, В. Волошинова, А. Лабковского, М. Глуха, Н. Червинского, Б. Майзеля, Н. Симонян, В. Успенского. Важно подчеркнуть, что многие из этих сочинений входили в программы его зарубежных гастролей. С другой стороны, Серебряков предлагал вниманию советской аудитории мало известные у нас опусы Э. Вила Лобоса, К. Санторо, Л. Фернандеса и других авторов.

Вся эта разнообразная музыкальная "продукция" демонстрировалась Серебряковым ярко и серьезно. Как подчеркивала С. Хентова, в его трактовках "преобладает „крупный план": ясные контуры, резкие контрасты. Но воля и напряжение органично сочетаются с лирической мягкостью, задушевностью, поэтичностью и простотой. Глубокий, полный звук, большая амплитуда динамики (от чуть слышного пианиссимо до могучего фортиссимо), четкий и гибкий ритм, яркие, почти оркестровые эффекты звучности составляют основу его мастерства".

Мы уже говорили, что Серебряков долгие годы был связан с Ленинградской консерваторией. Здесь он воспитал множество пианистов, работающих ныне в разных городах страны. Среди них - лауреаты всесоюзных и международных конкурсов Г. Федорова, В. Васильев, Е. Мурина, М. Волчок и другие.

Литература: Растопчина Н. Павел Алексеевич Серебряков.- Л., 1970; Растопчина Н. Павел Серебряков.— М., 1978.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

28.02.1909

Дата смерти

17.08.1977

Профессия

пианист, педагог

Страна

СССР

просмотры: 5123
добавлено: 10.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть