Туллио Серафин

Tullio Serafin

Дата рождения
01.09.1878
Дата смерти
02.02.1968
Профессия
Страна
Италия

Портрет Туллио Серафина работы художника Антонио Аргнани

Современник и соратник Артуро Тосканини, Туллио Серафин — подлинный патриарх современных итальянских дирижеров. Его плодотворная деятельность охватывает более полувека и сыграла важную роль в развитии итальянского музыкального искусства. Серафин — прежде всего оперный дирижер. Воспитанник Миланской консерватории, он впитал в себя старые традиции национальной оперной школы с ее культом мелодической красоты и широкого романтического пафоса, наиболее отчетливо проявившимся в музыке XIX века. После окончания учебы Серафин играл на скрипке в оркестре театра и совершил с труппой ряд турне по разным странам. Затем он вернулся в консерваторию, где изучал композицию и дирижирование, и в 1900 году дебютировал за пультом театра в Ферраре, проведя «Любовный напиток» Доницетти.

С тех пор известность молодого дирижера стала быстро расти. Уже в начале века он выступал в театрах Венеции, Палермо, Флоренции и Турина; в последнем работал постоянно в 1903—1906 годах. После этого Серафин руководил в Риме концертами оркестра «Аугустео», в Милане театром «Даль Верме» и уже в 1909 году стал главным дирижером «Ла Скала», с которым на протяжении многих лет был тесно связан и которому отдал много сил и таланта. Здесь он завоевал известность уже не только в традиционном итальянском репертуаре, но и как отличный интерпретатор опер Вагнера, Глюка, Вебера.

Следующие десятилетия — период высшего расцвета таланта Серафина, годы, когда он завоевывает мировую славу, гастролирует в большинстве театров Европы и Америки. В течение десяти лет он был одним из ведущих дирижеров «Метрополитен-опера», а на родине возглавлял римский театр «Коммунале» и фестивали «Флорентийский музыкальный май».

Славясь исполнением итальянской оперной музыки, Серафин никогда не ограничивал свой репертуар узким кругом избранных ее шедевров. И на родине и за рубежом он постоянно пропагандировал творчество современников, исполняя лучшие произведения композиторов разных стран. Так, многие итальянские оперы XX века впервые увидели свет рампы в Лондоне, Париже, Буэнос-Айресе, Мадриде, Нью-Йорке благодаря этому музыканту. «Воццек» Берга и «Соловей» Стравинского, «Ариана и Синяя борода» Дюка и «Питер Граймс» Бриттена, «Кавалер роз», «Саломея», «Без огня» Р. Штрауса, «Псковитянка». «Золотой петушок», «Садко» Римского-Корсакова — все эти оперы впервые поставил в Италии Серафин. Многие оперы Римского-Корсакова впервые прозвучали и в США под управлением Серафина, так же как «Жизнь коротка» де Фальи, «Соррчинская ярмарка» Мусоргского, «Турандот» Пуччини и «Джоконда» Понкьелли.

Серафин до глубокой старости не оставлял активной артистической деятельности. В 1946 году он вновь стал художественным руководителем возрожденного театра «Ла Скала», в пятидесятых годах совершал большие турне, во время которых дирижировал концертами и спектаклями в Европе и США, и еще в 1958 году провел на «Флорентийском музыкальном мае» оперу Россини «Дева озера». В последние годы Серафин был консультантом Римской оперы.

Глубокий знаток вокального искусства, работавший с величайшими вокалистами нашего времени, Серафин способствовал своими советами и помощью выдвижению ряда талантливых певцов, среди которых М. Каллас и А. Стелла.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Мэттью Холлс Дирижёры

Публикации

Записи

рекомендуем

смотрите также

Вальтер Фельзенштейн Театральные деятели
Генрик Шеринг Инструменталисты
Джузеппе Верди Композиторы
Иржи Килиан Балетмейстеры
Пауль Дессау Композиторы

Реклама