Туллио Серафин

Tullio Serafin

Портрет Туллио Серафина работы художника Антонио Аргнани

Современник и соратник Артуро Тосканини, Туллио Серафин — подлинный патриарх современных итальянских дирижеров. Его плодотворная деятельность охватывает более полувека и сыграла важную роль в развитии итальянского музыкального искусства. Серафин — прежде всего оперный дирижер. Воспитанник Миланской консерватории, он впитал в себя старые традиции национальной оперной школы с ее культом мелодической красоты и широкого романтического пафоса, наиболее отчетливо проявившимся в музыке XIX века. После окончания учебы Серафин играл на скрипке в оркестре театра и совершил с труппой ряд турне по разным странам. Затем он вернулся в консерваторию, где изучал композицию и дирижирование, и в 1900 году дебютировал за пультом театра в Ферраре, проведя «Любовный напиток» Доницетти.

С тех пор известность молодого дирижера стала быстро расти. Уже в начале века он выступал в театрах Венеции, Палермо, Флоренции и Турина; в последнем работал постоянно в 1903—1906 годах. После этого Серафин руководил в Риме концертами оркестра «Аугустео», в Милане театром «Даль Верме» и уже в 1909 году стал главным дирижером «Ла Скала», с которым на протяжении многих лет был тесно связан и которому отдал много сил и таланта. Здесь он завоевал известность уже не только в традиционном итальянском репертуаре, но и как отличный интерпретатор опер Вагнера, Глюка, Вебера.

Следующие десятилетия — период высшего расцвета таланта Серафина, годы, когда он завоевывает мировую славу, гастролирует в большинстве театров Европы и Америки. В течение десяти лет он был одним из ведущих дирижеров «Метрополитен-опера», а на родине возглавлял римский театр «Коммунале» и фестивали «Флорентийский музыкальный май».

Славясь исполнением итальянской оперной музыки, Серафин никогда не ограничивал свой репертуар узким кругом избранных ее шедевров. И на родине и за рубежом он постоянно пропагандировал творчество современников, исполняя лучшие произведения композиторов разных стран. Так, многие итальянские оперы XX века впервые увидели свет рампы в Лондоне, Париже, Буэнос-Айресе, Мадриде, Нью-Йорке благодаря этому музыканту. «Воццек» Берга и «Соловей» Стравинского, «Ариана и Синяя борода» Дюка и «Питер Граймс» Бриттена, «Кавалер роз», «Саломея», «Без огня» Р. Штрауса, «Псковитянка». «Золотой петушок», «Садко» Римского-Корсакова — все эти оперы впервые поставил в Италии Серафин. Многие оперы Римского-Корсакова впервые прозвучали и в США под управлением Серафина, так же как «Жизнь коротка» де Фальи, «Соррчинская ярмарка» Мусоргского, «Турандот» Пуччини и «Джоконда» Понкьелли.

Серафин до глубокой старости не оставлял активной артистической деятельности. В 1946 году он вновь стал художественным руководителем возрожденного театра «Ла Скала», в пятидесятых годах совершал большие турне, во время которых дирижировал концертами и спектаклями в Европе и США, и еще в 1958 году провел на «Флорентийском музыкальном мае» оперу Россини «Дева озера». В последние годы Серафин был консультантом Римской оперы.

Глубокий знаток вокального искусства, работавший с величайшими вокалистами нашего времени, Серафин способствовал своими советами и помощью выдвижению ряда талантливых певцов, среди которых М. Каллас и А. Стелла.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Арриго Бойто Композиторы

Публикации

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

01.09.1878

Дата смерти

02.02.1968

Профессия

дирижёр

Страна

Италия

просмотры: 3070
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть