Скрябин. Фортепианный концерт

Piano Concerto (fis-moll), Op. 20

Александр Скрябин

В 1896 году 25-летний Александр Скрябин вернулся из заграничного турне, организованного издателем и меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым, и буквально на одном дыхании написал свой единственный Концерт для фортепиано с оркестром. В его композиторском багаже было уже немало салонной фортепианной музыки, но с оркестром Скрябин имел дело практически в первый раз.

В трех частях концерта применены разные модели взаимоотношений участников. Во второй части, написанной в форме вариаций, оркестр аккомпанирует роялю, в третьей – соперничает с ним. В первой же части оркестровые инструменты будто становятся продолжением струн фортепиано. Оркестр постепенно присоединяется к звучанию рояля, подхватывает его и возносит к мощным кульминациям.

Музыка первой части окрашена глубоким пессимизмом. Скрябин выбрал ту же тональность, что и Рахманинов для своего Первого концерта – фа-диез минор, тональность ариозо Германа «Прости, небесное созданье» из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Партия фортепиано написана максималистски – едва наберется два десятка тактов, где бы рояль молчал. В финале не раз слышится «польский акцент» – отзвуки мужественных и блестящих страниц музыки Шопена. А в меланхоличных эпизодах Скрябин вдохновляется «секвенцией Татьяны», которой открывается «Евгений Онегин» Чайковского.

Анна Булычёва, mariinsky.ru

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Александр Скрябин

Год создания

1896

Дата премьеры

23.10.1897

Жанр

концертные

Страна

Россия

просмотры: 3382
добавлено: 10.06.2015



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть