Саз

Струнный щипковый инструмент, распространённый у многих народов Кавказа и Закавказья.

Азербайджанский С. имеет глубокий корпус грушевидной формы из орехового или тутового дерева, долблёный или склеенный из отд. клёпок, и длинную шейку, прямоуг. или округлую с тыльной стороны. В тонкой деревянной деке С., иногда также в корпусе, просверлены мелкие резонаторные отверстия. Гриф и края деки часто украшаются перламутром. В головке, к-рая служит продолжением шейки, имеются деревянные колки, к колкам прикреплены металлич. струны (4-10; наиболее употребительны С. с 8-10 струнами); по настройке они объединяются в 3 группы, каждая из к-рых настраивается в унисон, - мелодическая (3-хорная; строй d1), бурдонная (2-хорная; строй g), аккомпанирующая (3-хорная; строй с1). Т. о., крайние группы струн образуют интервал большой секунды, средняя - ниже 1-й на квинту и ниже 3-й на кварту. Струны 1-й группы служат для исп. мелодии, струны 2-й используются открытыми, создавая органный пункт, струны 3-й - поддерживают нек-рые мелодич. ходы и участвуют в гармония, созвучиях. Исполнитель опирает корпус о верхнюю часть груди, шейку приподнимает, играет плектром, защипывая поочерёдно все струны. Поэтому мелодия постоянно сопровождается гармонич. фоном - кварто-квинтовыми аккордами, часто с полутонами. Звук С. - звонкий, нежный, красивого тембра (в классич. азерб., арм. и дагестанской поэзии С. определяется как "сладкозвучный", "золотой"). Существуют С. малые (500-700 мм), средние (800-1000 мм) и большие (1200-1500 мм), к-рые носят на ремне через плечо. С. - один из самых старинных нар. инструментов Азербайджана. Его предшественниками считают ситар (или джуфти саз; упоминается в поэмах Низами, 12 в.) и дутар, имеющий сходную форму. Исполнители на С. - ашуги используют его как аккомпанирующий инструмент при сольном пении, во вступит. импровизациях, сольных инстр. эпизодах, разделяющих части произв., и в отыгрышах, проявляя высокое мастерство и как инструменталисты. С. применяется и в совр. ансамблях, и в оркестрах нар. инструментов.

Армянский С. имеет ту же конструкцию, что и азербайджанский; отличается лишь настройкой 2-й группы струн. звучащей октавой выше, чем в азерб. С. (е1-a1-d1).

Дагестанский С. называемый чунгур (чугур) - 2-струнный, его парные струны настраиваются в кварту (d1-a, f1-с1).

С. распространён также в Иране, Афганистане и др. странах Востока.

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э.. Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1964, 1975, с. 110, 119, 136,148; Эльдарова Э., Саз - музыкальный инструмент азербайджанских ашугов, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, вып. 1, М., 1969, с. 75-88.

Н. А. Лисова

реклама

вам может быть интересно

Осетинская музыка Национальные культуры
Медиатор Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Кант Музыкальные жанры
Звукозапись Термины и понятия
Рондо-соната Термины и понятия
Шри-Ланки музыка Национальные культуры
Ереван Города
Плектр Музыкальные инструменты
Домра Музыкальные инструменты
Гармония Термины и понятия
Renverse, ранверсе Балет и танец
Subito, субито Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

музыкальные инструменты

просмотры: 2337
добавлено: 02.03.2012



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть